Учитель-дефектолог

Памятки-рекомендации для родителей

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО   ВОЗРАСТА

         На практике педагоги часто сталкиваются с позицией родителей, что главным в подготовке к школе является обучение детей чтению, счету, письму. Отсюда стремление как можно раньше дать в руки ребенку ручку. Ошибочно считая эти умения показателем высокого уровня готовности к школе, родители оставляют без должного внимания другие стороны развития. Между тем наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму,  потому что у детей в этом возрасте:

1. Нечеткая ориентация на листе: вверх -  вниз, вправо-влево,   центр - края,  диагональное направление.

2. Отсутствие чувства формата листа.

3. Слабое чувство вертикали и горизонтали –строчки сползают вниз или поднимаются вверх.

4.Неразвитое чувство масштабности – разный  размер букв.

5.Регуляция нажима на пишущий инструмент зависит от мышечного тонуса кисти руки.

  Для того чтобы ребенок успешно справился с этими проблемами, у него должны быть сформированы предпосылки графической деятельности. Среди таких предпосылок можно выделить следующие:

  • развитая мелкая моторика – способность брать мелкие предметы и оперировать с ними, достаточная сила, подвижность, точность и дифференцированность движений кисти и пальцев;
  • развитая зрительно-моторная координация – способность согласовывать движение руки и взгляда, например, ловить летящие предметы, дотягиваться до предметов точным движением, тянуться за движущимся предметом;
  • сформированное чувство ритма – ритмичное движение под музыку, счет, способность подражать чужому ритму и поддерживать свой собственный ритм;
  • общая моторная зрелость – необходима для формирования усидчивости, способности поддерживать статичную позу;
  • развитые зрительное восприятие и зрительное внимание – умение воспринимать изображение в целом, зрительно анализировать изображение, выделяя значимые детали, распределять и переключать внимание;
  • сформированные зрительно-пространственные представления – чувство композиции, формы, умение располагать рисунок на листе, отражать пространственное расположение, ориентацию и взаимосвязь отдельных его элементов, а также их размер и пропорции.

       В процессе формирования графических навыков у  детей желательно соблюдать ряд правил:

  • следить за правильной позой воспитанника за столом и правильным захватом карандаша (здесь может помочь специальная насадка на карандаш) и обращать на это внимание самого ребенка;
  • начинать работу над формированием графических навыков с крупных изображений, постепенно переходя к более мелким (сначала на листах формата А3, потом А4);
  • осуществлять с детьми отработку контуров (многократное обведение изображения пальцем, разноцветными мелками, выкладывание фасолинками и т.д.);
  • проводить работу с «дорожками» (рисовать линии по заданной «дорожке» - это является одним из этапов подготовки к работе в строке);
  • учить детей рисовать плавные линии («волны», «лианы», «гоночные трассы для автомобилей»): сначала на больших листах, затем постепенно переходя к формату А4;
  • рисовать заданные линии или фигуры с открытыми и закрытыми глазами, правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно;    использовать необычные способы рисования, которые активизируют тактильное восприятие (рисование песком, на песке или крупе, гелем для бритья, пластилином, процарапывание на воске или на пластилине, рисование мелом на доске или на асфальте и т.д.)

   В обучении непосредственно графическим навыкам следует сделать акцент:

  • на рисовании по алгоритму (ребенку предлагаются схемы, как нарисовать человека, дерево, птицу, животное и т.д.);
  • работе с лабиринтами;
  • графических диктантах;
  • создании орнаментов (раскрашивание, рисование по образцу);
  • обучении поэтапному копированию изображений.

     Таким образом, формирование графических навыков в дошкольном возрасте – одна из важных задач подготовки к школе. На всех возрастных этапах дети могут испытывать трудности в их овладении. Наиболее распространенными причинами, которые вызывают эти трудности, являются моторная (двигательная) незрелость, дисбаланс в развитии моторики, недостаточная концентрация внимания и неумение планировать деятельность. Во всех этих случаях ребенку необходима дополнительная помощь в формировании графических навыков и коррекции трудностей в развитии.

Общаться с ребенком. Как?

       В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении общения с ребенком для развития его личности. Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие (Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»).

Предлагаем вашему вниманию нетрудные упражнения, которые помогут сделать ваше общение с ребенком не только правильным, но и целительным.

В каждое упражнение входят три важных компонента: прикосновение, слово и образ. Они играют существенную роль в повседневной жизни.

Прикосновение

Самое значительное чувство в нашем теле – чувство прикосновения, пишет Лайонел Тейлор (Л. Тейлор. «Ступени человеческой жизни»).

Прикосновение – это не просто поверхностное физическое касание участка кожи. Нередко оно оказывает на человека сильное эмоциональное воздействие. В коже человека расположено около пяти миллионов тактильных рецепторов. Вся информация о разнообразных прикосновениях поступает в головной мозг человека.

Дружеская ладонь на плече может нормализовать кровяное давление. Если вы попросите близкого человека положить одну ладонь вам на лоб, а другую – на шею, под подбородок, то через несколько минут почувствуете, что избавились от сильной усталости или стресса.

Прикосновение стимулирует повышенный выброс в организм эндорфинов – естественных обезболивающих средств. Поэтому, когда мать обнимает плачущего ребенка, ободравшего коленку, обещая, что боль скоро утихнет, его боль действительно утихает. Непрерывное длительное поглаживание может дать еще больший эффект. Массаж способен улучшить лимфообращение, а, следовательно, и работу иммунной системы организма, и снизить уровень так называемых стрессовых гормонов.

Психолог Владимир Поздняков говорит: «Руки любящего родителя, знающего даже немного приемов, могут принести гораздо больше пользы, чем руки более знающей, но формально относящейся к своей работе массажистки» (В.Н. Поздняков. «Новая телесная терапия для детей и родителей», 1998).

Упражнение «Тополиный пух»

Это упражнение может помочь снизить температуру тела у ребенка, снять стресс и облегчить боль.

Пусть ваш ребенок лежит в удобной для него позе. Начните с мягких, нежных, медленных прикосновений к телу. Пусть ваши прикосновения будут хаотичными. Прикоснитесь к голове, затем к пяточке. Пока одна ваша ладонь лежит на теле ребенка, другая плавно переносится на новое место, например на локоточек, а затем на животик.

Успешность и действенность этого упражнения зависит от соблюдения следующих принципов.

1. Не суетитесь. Любые прикосновения, любые взаимодействия с телом должны быть спокойными, внутренне умиротворенными.

2. Все прикосновения, движения, взаимодействия с телом должны быть минимальными по силе и амплитуде.

3. Очень важна внутренняя готовность к работе с телом. У вас должны быть не только нежные руки, но и спокойное, уравновешенное состояние. Вы – одно целое с вашим ребенком, который чутко реагирует на малейшие изменения вашего настроения. Лучше не делать того, к чему вы не готовы. Живите в том, что вы делаете. Лишь в этом случае упражнение будет максимально эффективным.

Слово

Не только прикосновения матери, но и ее ласковые слова способны облегчить боль, снять напряжение, улучшить настроение ребенка. Поэтому вместе с прикосновениями рассказывайте что-нибудь ребенку (небольшой метафорический рассказ с приятными образами, сказку).

Мозг как ребенка, так и взрослого в состоянии расслабления, релаксации подсознательно впитывает в себя смысл позитивных утверждений и меняет стереотипы нашего поведения. Здесь нет какого-либо традиционного релаксационный текста, так как важно не просто зачитать текст, а произнести его с особым чувством. На ребенка будет иметь намного большее воздействие, не заученный текст, а мамины (папины, бабушкины) слова, произнесенные с любовью.

Расскажите своему ребенку мягким, спокойным голосом, как он гуляет в сказочном лесу. Что он слышит, какие звуки его окружают. Было бы очень хорошо, если бы во время упражнения звучала спокойная музыка без слов. Расскажите ребенку, что он видит, какие удивительные места его окружают. Опишите, как мягкий тополиный пух касается его.

Метафора и ваши прикосновения расслабят и успокоят тело. При температуре используйте метафору – мягкого прохладного снежка. А если у вашего ребенка астма или аллергия, то вместо метафоры «тополиный пух» используйте «лучики солнца» или «капельки воды». Впрочем, ваша фантазия сама подскажет, какая метафора подойдет больше всего.

Образ

Прикосновение и слово вызывают в сознании ребенка образ. Каким он будет, во многом зависит от вас. Положительный образ способен помочь организму. «Образ – всегда сигнал и имеет биологическое и социальное значение, определяет реакцию сближения или ухода от раздражителя, а также траекторию, силу, скорость, движение, пространственную локализацию. Человек не только ощущает, но и испытывает познавательно-эстетическую потребность в ощущениях. В эти потребности заложена основа умственного и эстетического развития личности, полнота отражения мира и отношения к нему» (Словарь практического психолога).

В нашем случае мы имеем дело с чувственным образом. У людей с богатой фантазией, когда они представляют, например, ситуацию угрозы, может наблюдаться учащение пульса, сбои в дыхании, повышение кровяного давления, выделение пота.

На том, что между образом, возникающим у человека, и его органическим состоянием существует связь, базируются многие психотерапевтические воздействия.

 

                                            

 

 

 

 

 

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Зачастую семья, в которой вырос ребенок, становится моделью его будущей семьи.           

            Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Каждый из родителей видит в детях свое продолжение. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Маленькие дети стараются подражать окружающим их взрослым людям. Объясняется это тем, то у них еще нет достаточных знаний и жизненного опыта. Они не всегда могут самостоятельно разобраться в том, что хорошо и что плохо. В силу этого они и стараются подражать взрослым, и в первую очередь родителям. А поэтому поведение родителей — важнейшее средство воспитания детей в семье. Если родители стремятся воспитать детей правдивыми и честными, а сами в их присутствии говорят неправду, то эффективность их воспитательного воздействия значительно снизится. Если отец и мать стараются воспитать у детей дисциплинированность и организованность, вежливость и уважение к старшим, а сами не обладают такими качествами, их воспитательная работа не даст нужных результатов.

Главное в воспитании детей заключается не в разговорах с ними, а в правильной организации жизни семьи, в организации личной и общественной жизни самих родителей. Так, например, недостаточно рассказать детям о значении дружбы. Надо, чтобы дети постоянно наблюдали дружеские взаимоотношения старших в семье. Воспитательная сила личного примера родителей и вообще взрослых во многом зависит от их авторитета. В тех семьях, где отношения между родителями основаны на чувстве любви и взаимного уважения, у детей вырабатывается и развивается чувство товарищеской взаимопомощи. Они приучаются сочетать личные интересы с интересами других членов семьи, а впоследствии и с интересами всего  общества. Чем выше авторитет взрослых в глазах детей, тем сильнее влияют они на характер и поведение своих детей.  Слаженность и организованность семейного коллектива являются важным условием правильного воспитания детей в семье. Нужно добиваться, чтобы дети с ранних лет в семье приучались к выполнению посильных трудовых обязанностей и вносили свой маленький вклад в общий домашний труд семьи.

Постепенно круг трудовых обязанностей детей расширяется. В зависимости от конкретных условий жизни семьи родители могут давать своим детям различные трудовые поручения. Очень важно научить детей ценить всякий труд, не уклоняться от него. Посильный труд детей — это основа их морального воспитания. Для повышения культуры детей надо развивать у них хороший вкус. Например, с самых ранних лет надо прививать детям вкус к простой, красивой и аккуратной одежде.

            Первой и основной задачей родителей в воспитании детей является  создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Даже если вы в плохом настроении, не должны говорить детям  обидные слова «отстань от меня, ты видишь мне не до тебя, уйди в свою комнату и не лезь ко мне. Как вы мне все надоели. Как я устала от вас, от этой жизни и т.п.». Ребенок начинает чувствовать себя ненужным, замыкается в себе, и потом уже на вряд ли ему захочется подойти и рассказать что - то маме, отцу.

            Следующее требование семейного воспитания  - это постоянный психологический контакт с ребенком. Контакт не может возникнуть сам с собой, его нужно строить. Основа для сохранения контакта -  искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным проблемам. Контакт следует строить,  основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Необходимо принимать ребенка таким,  какой он есть. Признать право ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе и непохожесть на родителей.                                                                    

       Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз тебе нужно объяснять!»,  «Да зачем же я тебя только на свет родила упрямец,  негодник!»,  «Любой дурак бы на твоем месте понял бы как поступить!». Родители должны понять, что высказывание такого рода наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви. Формула истиной родительской любви не «люблю, потому что ты хороший», а «люблю, потому что ты есть».

            Большую роль в воспитании детей играет поощрение их за хорошие поступки и действия. Умело применяемые поощрения помогают развитию положительных черт в характере и поведении детей. Чтобы заслужить поощрение, дети стараются вести себя лучше. Поощрения вместе с тем вселяют в детей уверенность в собственных силах, возбуждают их энергию, бодрость, стремление к повторению поступков и действий, получивших положительную оценку. В отдельных случаях для осуждения отрицательных поступков детей приходится прибегать и к такому методу воздействия, как наказание. Разумеется, в семье совершенно недопустимы физические наказания. Чтобы осудить отрицательные поступки детей, можно ограничить некоторые желания и удовольствия их: запретить посещение кино или театра, отказаться от приобретения подарка, лишить прогулки и т. п. Наказать или осудить можно также порицанием или указанием на недопустимость плохих поступков. Всякое наказание, применяемое родителями, должно быть справедливым.

Очень важно обеспечить единую линию поведения всех взрослых членов семьи, единство их требований к детям. Споры о способах воспитания, о том, должен ли быть наказан ребенок и т. д., недопустимы в присутствии детей. Такими спорами родители подрывают собственный авторитет в глазах младших членов семьи, вносят в семью раскол, воспитывают у детей привычку всегда и всюду искать себе защиту, как бы плохо они не поступали.

            В каждой семье свои особенности, приемы и традиции семейного воспитания. Нельзя дать универсальные советы всем-всем-всем, не учитывая возрастной и количественный состав и социальный уровень. Тем не менее, некие общие правила существуют. Они просты и банальны, но, как и многие очевидные вещи, иногда забываются нами.

Семейное воспитание предполагает атмосферу любви, счастья, тепла и доброжелательности; воспитание детей в семье строится на взаимном уважении, из которого и берут начало высокие предъявляемые требования.

Родители принимают ребенка таким, какой он есть, стараются развить его способности, все лучшее, что в нем есть.  Проблемы семейного воспитания часто коренятся не в ребенке, а в личности родителей, чью модель поведения дети неосознанно копируют.

Общий тон воспитания в семье должен быть позитивным и оптимистичным. Воспитание в семье строится на том положительном, что есть в маленьком человеке. Нельзя акцентировать внимание исключительно на недостатках. Такой подход ошибочен и приводит к развитию комплексов.

            Главная цель воспитания - счастливый человек. А счастливым он может вырасти в счастливой семье, где в почете труд и уважение, старость и детство, культура и интеллект, доброта и порядочность. Самое главное, чтобы у ребенка было постоянное желание возвращаться в родной дом! Вот тогда вы можете назвать себя настоящими родителями.

Формирование межличностных взаимоотношений со сверстниками у детей с ОПФР

Отношение к ребенку с особенностями может стать существенным барьером, препятствующим осуществлению полноценной образовательной интеграции и инклюзии. Для полноценного личностного становления дети с особенностями развития нуждаются в реализации потребности в общении. Общение со здоровыми сверстниками - одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии.

Психологическое и педагогическое сопровождение ребенка с особенностями  направлено на создание атмосферы психологической безопасности, которая характеризуется доброжелательностью, принятием, отсутствием оценочных суждений, готовности к поддержке.

Позитивное отношение между детьми с особенностями и их здоровыми сверстниками должно складываться не только в ходе совместных занятий, но и на совместных мероприятиях, в которых происходят неформальные контакты и взаимодействия.

Психологическое и «дефектологическое» сопровождение процесса интеграции включает цикл мероприятий, направленных на формирование толерантного отношения к детям с ОПФР со стороны нормально развивающихся сверстников, развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы самих детей с особенностями развития, стимулирование педагогов к созданию положительной атмосферы в детском коллективе.

Комплекс упражнений на преодоление барьеров и стереотипов в отношении детей  с ОПФР

Упражнение 1. «Просьба»

Цель: формировать представления детей об «особенных» людях с нарушениями речи

Оборудование: бумага, карандаши

Один участник берет на себя роль человека, который не может говорить. Его задача попросить о чем-то у других без слов (жесты, мимика, рисунок). Воспитатель загадывает ему то, о чем он должен попросить у остальных детей. Все участники отгадывают просьбу

Примеры просьбы (пить, есть, играть, одеться и т.д)

Упражнение 2. «Найди не глядя»

Цель: формировать представления детей об «особенных» людях с нарушениями зрения

Оборудование: коробка, пуговицы, повязка для глаз (платок), пуговицы разных размеров и формы

На столе коробка с пуговицами. Участники берут на себя по очереди роль человека, который не видит (воспитатель завязывает глаза детям). Задача: выбрать среди пуговиц только большие или маленькие, круглые или треугольные, железные или деревянные и т.д

Упражнение 3. «Прислушайся»

Цель: формировать представления детей об «особенных» людях с нарушениями слуха

Оборудование: запись детских песен

По команде воспитателя все дети закрывают уши ладошками, воспитатель включает запись известной песни на минимальной громкости. Дети угадывают, что звучало.

Упражнение 4. «Волшебные варежки»

Цель: формировать представления детей об «особенных» людях с нарушениями движения

Оборудование: варежки, коробка с фасолью и горохом, два стакана

Воспитатель предлагает детям варежки и коробки со смешанным горохом и фасолью. Задача: разделить по стаканчикам фасоль и горох, перекладывая их в перчатках.

Упражнение 5. «Змейка»

Цель: формировать представления детей об «особенных» людях с нарушениями движения

Дети передвигаются сидя на попе, без помощи рук, от одного места к другому по просьбе воспитателя

Упражнение 6. «Эти легкие трудные задачки»

Цель: формировать представления детей об «особенных» людях с нарушениями интеллекта

Оборудование: карточки с вопросами для воспитателя

Перечень вопросов:

А) кто тяжелее: слон или мышь?

Б) трава ест корову или короба есть траву?

В) кто больше: котенок или кот?

Г) после осени идет зима, а после зимы?

Д) Дима ударил Ваню, кто драчун?

(варианты любых вопросов с однозначным и очевидным ответом)

Упражнение 7. «Наоборот»

Цель: формировать представления детей об «особенных» людях с нарушениями эмоций и поведения

Воспитатель предлагает детям показать «радость-грусть», «смех-плач». На слово воспитателя дети должны отреагировать противоположной эмоцией (воспитатель говорит слово «радость» дети показывают мимикой грусть и т.д).

1. Игры на развитие навыков инициативы общения, привлечения
внимания собеседника (Игры «Ласковое имя», «Разговор по телефону», «О
чем можно спросить при встрече?»).2. Игры на развитие навыков поддержания общения (Игры «История из чудо- мешочка», «Змея», «Рыба – птица – зверь»).

3. Игры на развитие навыков употребления средств невербального
общения (Игры «Как говорят части тела», «Зоопарк», «Немой рассказ»).
4. Игры на развитие навыков использования слов вежливости в
общении (Игры «Вежливые слова», «Добрые волшебники», «Пожалуйста»).
5. Игры на развитие навыков решения конфликтов адекватными
способами (Игра «Скворец» и т.д.).

6. Игры на формирование навыков восприятия и адекватного
реагирования, на эмоциональное состояние партнера, проявления чуткости,
отзывчивости, сопереживания, («Зеркало настроения», «Угадай
настроение»).
7. Игры на формирование навыков завершения общения (Игры
«Прощай» и «Вежливый ручеек»).

«Остров плакс»

Цель: развивать умение с помощью мимики и пантомимики выражать
эмоции и влиять на эмоциональное состояние другого человека.
Оборудование: магнитофон.

Ход игры

Путешественники на воздушном шаре прилетели на остров Плакс и очень удивились: вокруг ни одного веселого лица, все жители этого острова без конца плачут. Тогда они решили развеселить плакс. Дети становятся в пары лицом друг к другу. По сигналу путешественники стараются развеселить, рассмешить своих партнеров, не говоря им ни слова, не прикасаясь к ним, с помощью мимики и пантомимики. Плаксы стараются продержаться как можно дольше.
Выигрывает тот, кто быстрее всех рассмешит партнера или дольше продержится без смеха. Потом дети меняются ролями. В конце игры все вместе танцуют под веселую музыку. Нет больше острова Плакса он стал островом Радости.

ПАМЯТКА

для учителей-дефектологов

«Методические рекомендации по формированию навыков использования предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с ОНР»

Предложно-падежные конструкции являются сложными для дошкольников, их усвоение происходит в течение длительного времени. Поэтому наиболее перспективным в работе по формированию предложно-падежных конструкций является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Игра должна быть организована так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Здесь для ребенка важно понять, что предлог – хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это, в свою очередь, изменяет действие с предметом.

Целью коррекционно-логопедической работы является формирование у детей правильного представления о лексическом и синтаксическом значении предлога как средства выражения связи между словами в словосочетании.                 Предложно-падежные конструкции обозначают:

  • НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ;
  • МЕСТО ДЕЙСТВИЯ;
  • МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ПРЕДМЕТА;

Поскольку предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, рекомендуется знакомство с предлогами проводить на материале словосочетаний и несложных фраз. К каждому падежу относится своя группа предлогов.

  • Р.п. – БЕЗ ДЛЯ ДО У ОКОЛО ВОЗЛЕ ВОКРУГ С СО ИЗ ИЗ-ЗА ИЗ-ПОД ОТ
  • Д.п. – К ПО
  • В.п. – В НА ЗА ЧЕРЕЗ СКВОЗЬ ПОД ПРО
  • Т.п. – ЗА НАД ПОД С ПЕРЕД МЕЖДУ
  • П.п. – В НА О ОБ ПРИ

Поэтому необходимо использовать разнообразные формы, методы и  приемы работы.

На занятиях с дошкольниками предусматриваются:

1) Упражнения на развитие понимания нужной падежной формы.

2) Упражнения на практическое образование падежных форм.

3) Практические упражнения со словосочетаниями или падежными конструкциями, содержащими форму соответствующего падежа.

4) Упражнения на сопоставление различных падежей.

5) Закрепление материала в дидактической игре или инсценировке.

Порядок работы над падежными конструкциями:

Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значения предлога и падежная форма существительного. Например: лежит (где?) в портфеле, кладет (куда?) в портфель.

Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов.

1.На первые занятия выносятся наиболее простые предлоги (например, НА, ПОД), обозначающие место действия.

 Работа проводится поэтапно. Сначала уточняется понимание детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами.

 Таким образом, логопед учит детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность.

 2. Постепенно задания усложняются: в ряду «маленьких слов» надо выделить, например, слова ПОД или НА. Услышав их, например, в ряду: на, из, под, на, около, между, над, на, ребенок должен хлопнуть в ладоши.

 На этом этапе происходит ориентация на формальные признаки звукового образа предлога.

3. Затем детям предлагается задание на понимание обобщенного значения предлогов НА, ПОД: Книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга?

(на стуле, на окне, на полке и т.д.) Мяч упал под стол. Куда он ещё может закатиться? (под шкаф, под кровать, под скамейку и т.д.).

 При этом логопеду следует голосом выделять предлог и изменяемое окончание: положить на стол, под стол, лежит на столе, под столом.

После обучающего момента в занятия обязательно включаются упражнения на закрепления правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций, составление предложений по демонстрации или по аналогии.

Памятки-рекомендации для родителей

Как мотивировать ребенка к учебе

          «Ученье — свет!» — твердят многие родители своим детям. Однако одних этих слов недостаточно. Чтобы школьник по-настоящему хотел учиться, родители должны помочь ему не только осознать необходимость учёбы, но и понять, что это может быть интересно. Почему он не хочет учиться?

Первый шаг к успеху — осознание масштаба проблемы. Если у ребёнка был сложный день, и он просто не находит в себе сил сделать уроки, это вовсе не означает, что пора «бить в колокола» и читать ему лекцию о том, что его ждёт профессия дворника. Самое важное, что следует сделать в первую очередь — понять, по каким причинам чадо не хочет учиться.

Как мотивировать ребёнка учиться: 10 приемов, которые позволят школьнику стать успешным

Самые распространенные из них — следующие:

· Напряжённые отношения с одноклассниками.  Возможно, его обижают, смеются над его особенностями или способностями.

· Отсутствие навыков самостоятельности.  Если родители слишком сильно опекают ребёнка, чуть ли не сами делают за него уроки, собирают рюкзак в школу и принимают за него все решения, то школьник просто не знает, как делать эти вещи самостоятельно.

·Безучастность мамы и папы.  Обратная ситуация, когда родители абсолютно не интересуются школьными делами и проблемами ребёнка, приводит к аналогичному результату.

·Семейные проблемы.  Прямое отношение к проблемам с учёбой и успеваемостью могут иметь проблемы внутри семьи: конфликты между родителями, напряжённая обстановка, потеря работы одним из родителей, проблемы с финансами и другие беды.

·Перевод в новую школу.  Непривычная среда заставляет ученика быть скованным и неуверенным в себе, а отсутствие друзей и чужой коллектив обостряют дискомфорт.

·Нарушения в развитии ребёнка. Особенности работы мозга, отставание в развитии, проблемы в восприятии или обработке информации могут стать серьёзным препятствием на пути к успешной учебной деятельности. Эти состояния могут возникать как следствие нарушения слуха, зрения, быстрой утомляемости или других физиологических проблем.

Особенности поведения ученика. Он может быть слишком застенчивым или неуверенным в себе, из-за чего будет стесняться отвечать перед всем классом. 

·Отсутствие интереса к учебной деятельности. Нежелание учиться часто связано с тем, что ребёнку это попросту неинтересно. Тогда задача родителей — заинтересовать дочь или сына, дать ему или ей возможность испытывать удовольствие от получения знаний.

Психологи выделяют два вида мотивации: отрицательная и положительная. Отрицательная мотивация к любому виду деятельности предполагает наличие отрицательного стимула. Например, это может быть страх перед наказанием за отказ от занятия этой деятельностью. Положительная (конструктивная) мотивация означает ориентацию на какой-либо положительный стимул.

Какой же из видов мотивации наиболее эффективен? Чтобы ответить на этот вопрос, сразу проведём ассоциацию с методом «кнута и пряника». Вы, наверное, уже догадались, что кнут — это отрицательная мотивация, а пряник — положительная. «Метод кнута» неприемлем при любой ситуации, а тем более — по отношению к ребёнку. Даже если, к примеру, угрозы наказания за плохие отметки заставляют ребёнка учиться лучше, то это только внешний результат. Чувство дискомфорта и постоянного страха будут сковывать малыша, и он будет подходить к учёбе формально.

К примерам отрицательной мотивации также можно отнести преувеличение родителями важности отметок; позиционирование учёбы как долга; уловки, шантаж и запугивание.

Конструктивно стимулировать школьника к учёбе тоже нужно правильно, поэтому стоит подробнее остановиться на конкретных приёмах положительной мотивации.

Ошибочно полагать, что заинтересовать ребёнка учёбой должен только учитель. Каждый ученик индивидуален, педагог попросту не успеет за урок найти подход к каждому, поэтому школьники должны хотеть учиться, только тогда им будет интересно. Какие же приёмы использовать родителям, чтобы повысить интерес их ребёнка к учебной деятельности?

Ø    Собственный пример.  Если сын или дочь испытывает неприязнь к чтению, устройте семейный вечер с книгами. Сядьте рядом и читайте классическую литературу, пусть ваше чадо берёт пример с вас.

Ø    Поддержка и уважение.  Если ребёнок подходит к вам с вопросом, не отправляйте его искать ответ на просторах интернета. Возьмите энциклопедию или словарь и вместе попытайтесь найти ответ.

Общий интерес.  Проникнитесь интересами сына или дочки и познавайте новое вместе. Этим вы обозначите свою открытость к получению новых знаний и сможете беседовать с ребёнком на его любимую тему, постепенно включая в беседу новые факты, советуя к прочтению полезную книгу. 

  • Достойное окружение.  Общение со сверстниками играет для школьников, особенно в подростковом возрасте, важную роль. Стоит позаботиться о том, чтобы ребёнка окружали люди со сходными интересами и увлечениями. Для этого нужно прислушиваться к истинным его желаниям и потребностям и записать его в соответствующую секцию. Если близкие друзья ребёнка успешны, в том числе и в учёбе, он будет стараться не отставать от них.
  • Оптимальные нагрузки.  Помните, что ребёнок физически не сможет уделять достаточное время учёбе, если весь его день будет расписан по минутам. Не стоит отправлять его на все кружки подряд, отдых — немаловажная составляющая распорядка дня.
  • Самостоятельности — да.  Общайтесь с ребёнком как с взрослым. Позвольте ему самому решать свои проблемы, вмешиваясь лишь в крайних случаях. Пусть он сам выстраивает взаимоотношения со сверстниками, учителями. Помогайте лишь советом, если это требуется. Будьте корректны и деликатны в высказываниях и вопросах.
  • Отмена сравнений.  Сравнивать ребёнка с другими детьми — значит пренебрегать его особенностями. Воспринимайте и любите его таким, какой он есть, это пробудит в нём желание быть ещё лучше.
  • Важность знаний.  Нужно подчеркнуть важность знаний, а не оценок. Расскажите ребёнку о том, что знания физики пригодятся в повседневной жизни, а классическая литература сможет дать ответы на важные вопросы. Ни в коем случае не ругайте ребёнка за плохие отметки: от этого он приобретёт лишь неуверенность в собственных силах.
  • Любовь к знаниям.  Её нужно прививать заранее, ещё в младшем школьном возрасте, а лучше — перед тем, как малыш станет первоклассником. С помощью игры нужно показать ребёнку, каким увлекательным может быть процесс обучения.
  • Похвала.  Замечайте и отмечайте все успехи ребёнка, даже самые незначительные. Это стимулирует его на новые достижения и поможет раскрыть новые таланты.

Главное, что может дать родитель - это любовь и поддержку. Успеха в любом начинании достигнет только ребёнок, окружённый искренней любовью.

Инструкция для родителей

Если у Вас ребёнок с особенностями психофизического развития: куда обратиться?

Уважаемые родители!

Если вы  хотите убедиться,  благополучно ли протекает развитие вашего ребёнка, получить грамотную рекомендацию:

  1. Обратитесь к специалистам: учителю-дефектологу, педагогу-психологу учреждения, которое посещает ваш ребёнок за консультацией.
  2. Обратитесь в государственное учреждение образования «Петриковский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» по адресу: г. Петриков, ул. Гагарина, 18 (здание школы-интерната, 1 этаж).
  3. Для обследования психолого-медико-педагогической комиссиейкоррекционного центра и получения рекомендаций об оказании коррекционно-педагогической помощи необходимо:

     а) предварительно записаться на комиссию по телефону: 5-17-53;

     б) подготовить пакет документов:

-выписку из истории развития ребёнка (бланк выписки есть в учреждениях образования; заполняется врачом ФАПа либо ЦРБ);

-педагогическую характеристику из учреждения образования, которое посещает ребёнок.

     в) на обследовании должен присутствовать законный представитель ребёнка.

Специалисты, врачи, педагоги и психологи всего мира пришли к выводу:  чем раньше начать правильно и квалифицированно заниматься с ребенком – тем быстрее можно уменьшить последствия ограничений в его развитии.

Советы родителям будущих первоклассников:

«Как правильно подготовить ребенка к школе?»

Подготовка ребёнка к школе – это очень напряжённый и ответственный момент в жизни каждого родителя. Многие спрашивают, что именно необходимо сделать и какие шаги предпринять для адаптации детей к новым условиям в качестве ученика. Если объединить все советы родителям по подготовке детей к школе, то можно выделить три основных показателя.

Первый показатель – это общее развитие ребёнка. К тому времени, как малыш сядет за парту, его общая подготовка должна иметь определённый уровень. Это касается в первую очередь интеллекта, памяти и внимания. Советы родителям по подготовке детей к школе 5-6 лет главным образом направлены на выявление имеющихся знаний у ребёнка и каких-либо представлений об окружающем мире, а также на его способностей производить действия в уме и мыслить.  

Второй показатель – это произвольное управление собой и своими мыслями. У дошкольников очень яркое восприятие, отличная память и легко переключаемое внимание, но управлять всем этим в полной мере они не умеют. Запомнить что-то во всех деталях и надолго ребёнок может, если его это сильно заинтересовало, но сосредоточиться на том, что не вызывает у него какого-либо интереса, очень трудно.  

Крайне важно выработать и заострить внимание на этом умении перед поступлением в школу. Советы родителям, как подготовить ребенка к школе, чётко указывают – он должен уметь делать не только то, что хочется, но и то, что надо, даже в тот момент, когда это совсем не интересно.  

Третий показатель – это формирование мотивов у ребёнка, побуждающих его к обучению за партой. Здесь речь идёт не о естественном интересе, которым грешат все родители: общение со сверстниками, игры и прочее, а именно о глубокой мотивации, направляющей и являющейся причиной стремления к получению знаний в школе. Все эти три показателя крайне важны для начала успешного обучения ребёнка.  

Можно выделить несколько основных факторов, которые показывают степень готовности детей к школьному обучению.

Физический. Есть определённые нормы физического развития дошкольников, которые обуславливаются такими показателями, как вес, рост, зрение, слух, моторика, мышечный тонус, нервная система и состояние здоровья в целом.

Интеллектуальный. Многие советы родителям по подготовке ребенка к школе рекомендуют делать упор именно на этот показатель, но здесь, главное, не переусердствовать и не отбить охоту у юного школьника учиться. Сюда можно отнести: общий кругозор ребёнка, словарный запас, уровень познания окружающего мира (мышление и логика).  

Социальный. У детей к началу учебного процесса уже должна сформироваться личностная картина всего происходящего: социальная и нравственная позиция для общения со сверстниками и взрослыми людьми (Что такое «хорошо», а что такое «плохо»).

Эмоциональный. Учителя, давая советы родителям, как подготовить ребенка к школе, считают этот фактор сформированным, если школьник умеет ставить себе цели, намечать какие-то планы, принимать решения и прилагать усилия к их последующей реализации. В общей совокупности все эти факторы и показывают степень готовности ребёнка к учебному процессу.

Кроме факторов, влияющих на будущий учебный процесс, можно выделить некоторые критерии подготовленности ребёнка.

Физическое развитие и координация – готовность рук выполнять мелкие и разнообразные движения (владение ручкой, карандашом и кисточкой). Предпосылки к мотивации учиться – отношение к учёбе, как к важному и неотъемлемому жизненному процессу, интерес к занятиям. Поведение – возможность соблюдения школьного режима и простая организованность во время урока. Умственная деятельность – умение наблюдать за предметами и обозначать их качества, свойства и стороны наряду с логичностью и осмысленным запоминанием подаваемого материала.  

Самостоятельность – попытки находить разные пути достижения цели, способов решения той или иной проблемы и умение обходиться без посторонней помощи. Социум – советы родителям, как подготовить ребенка к школе, заключаются в развитии умений ребенка слушать учителей и товарищей, то есть работать в коллективе. Труд – знание того, что такое трудиться, и желание это делать не только для себя, но и для других, осознавая ответственность поручаемых задач. Умение ориентироваться – школьник должен иметь представление о времени и пространстве, единицах измерения (час, день, далеко, близко), а также способность воспринимать эти показатели. Многие рекомендации родителям, как подготовить ребенка к школе, доказывают, что у детей уже в возрасте 6-7 лет начинают работать все органы познания. Именно в этот период формируется начальный объём знаний и навыков – развивается логическое мышление, воображение и память, что позволяет направлять внимание ребёнка в нужное русло: слушать, запоминать, анализировать и делать выводы. 

ШЕСТОЙ ГОД: РУКА ГОТОВИТСЯ К ШКОЛЕ

Выпускной год в "дошкольном университете" — самый ответственный. Опытный педагог, даже не пользуясь специальными "диагностиками", определит, насколько готов ребенок к школе, и посоветует родителям, чем в "решающий годовой этап" следует позаниматься.

Психологи будут говорить на родительских собраниях о проблемах "неготовности", к которым относятся чрезмерная игривость, инфантильность, недостаточная самостоятельность, низкий уровень эмоционального и социального развития, излишне вялая, или наоборот, напряженная рука, неточные движения, нескоординированность их.

Специалисты предупредят, что муштрой, "дрессировкой" помочь нельзя — можно только воспитать отвращение к школе, к учебному труду.

Конечно, если развивали руку с рождения, то на шестом году жизни, благодаря упражнениям и созреванию соответствующих областей головного мозга, ребенок способен выполнять точные тонкие движения, а если нет.

Неподготовленный ребенок даже в повседневной жизни нуждается в посторонней помощи, не понимает заданий и не может выполнить их самостоятельно, не справляется с задачами, решение которых требует хорошо развитой тонкой моторики, он с трудом улавливает различия в свойствах предметов, у него не развита произвольность, в том числе произвольная память.

Поступление в школу неподготовленного ребенка может иметь неблагоприятные последствия для его дальнейшего развития, даже для его физического и психического здоровья.

Поэтому для каждого будущего школьника подбирается собственная программа с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.

Упражнения на развитие ручной умелости "прописываются" обычно каждому. На шестом году жизни дети совершенствуют (или, к сожалению, только осваивают) способы резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, складывания, используя такие материалы, как ткани, бумагу, древесину, проволоку, фольгу, подсобные и природные материалы; применяют орудия труда, инструменты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, линейки, лекала, трафареты, циркули, ножи, ножницы, клещи, пилу, молоток, гвоздодер, грабли, метлу, щетки, лейки, лопаты.

Кроме практических умений, развивают способности, позволяющие осуществлять деятельность: уменияпланировать, намечать цель труда и подбирать нужные материалы и средства; знания, какие действия надо совершить и в какой последовательности, стремление участвовать в труде взрослых и пониматьзначение и цель их труда, уважать его.

В любой детской полезной деятельности, называемой "продуктивной", в детском труде развиваются ручные и умственные умения и навыки, совершенствуется мускулатура кисти, пальцев, формируется воля, организованность и исполнительность — все то, что необходимо для школы.

Хорошо подготовленные дети в этом возрасте интересуются счетом, чтением и письмом, овладевают этими умениями успешно и с интересом, особенно на играх и материалах Монтессори. Но так как для письма, имеющего сложнейшую психофизиологическую структуру, включающую механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, производить звуко-буквенный анализ), слабые дети не готовы, то заставлять их писать насильно нельзя. Отрицательные эмоции блокируют работу мозга и его экспрессивного органа — руки. Придется действовать обходным путем.

Можно рисовать, писать в воздухе руками, лепить буквы, цифры.

Л. С. Выготский советовал начинать письмо с рисования, а в одной из своих работ приводил пример того, как древние иудеи выпекали своим детям буквы из теста, а имена струйкой меда отливали «писали» на доске, которую потом дети вылизывали с аппетитом, — так язык "запоминал" графический облик слова лучше, чем глаза.

Доктор М. Монтессори также предложила "ручное" и сенсомоторное обучение письму — чтению и методику специального рисования и штрихования (рис. 35). Все обуче­ние графической речи она разработала как игровое обучение новому способу общения; общение с помощью рисунков и подписей к ним, общение через игру в почту, в телеграф, общение поздравительными посланиями.

Детям всегда интересно изготовить что-то предметное "весомое, зримое", и потому открывается "книгоиздательство" и журнально-газетное дело: кто рисует, а кто "интервью" берет, а кто-то пишет заметку. Многие дети осваивают чтение, когда заинтересуются печатной машинкой или "печатанием" букв на основе штампов, печатей.

  Ребенок развивается успешнее, если у него есть возможность учить более младшего, слабого, помогать ему. "Уча другого, учусь сам" — девиз ребенка шестого года жизни. В семьях, случается, учить больше некого — или все дети более старшие, или ребенок — единственный. В группе Монтессори дети шестого года жизни выполняют роль "маленького учителя". Такая роль дисциплинирует, заставляет увидеть себя со стороны и понять трудности тех, кто занимается обучением. А при обучении приходится говорить, пояснять, объяснять, рассказывать, пользоваться речью как средством общения, познания, регуляции поведения и планирования.

Ребенок шестого года жизни должен уже быть достаточно свободным. А свободным он становится настолько, насколько стал самостоятельным: самостоятельным в обслуживании себя, других, в общении, в решении житейских задач, в "самопрезентации" и самозащите: и в словесной и даже физической (подраться и помириться нужно тоже уметь).

Почти идеальный образ такого "подготовленного к школе ребенка создал великий педагог, философ и писатель  Л. Н. Толстой. Герой его известного рассказа "Филиппок" сам решил пойти в школу учиться, и для этого он зимой  сам одел себя, сам нашел нужные вещи, собрался и вышел на улицу, сам преодолел большое расстояние по незнакомой улице, где были злые собаки, сам решился открыть тяжелую заледеневшую школьную дверь и сам себя детям и учителю отрекомендовал, хотя и после некоторого замешательства: детей незнакомых в классе было много, да и взрослый дядя-учитель никакими вопросами "наводящими" совсем не помогал. Зато этот же учитель, несмотря на то, что Филиппок всего-то несколько букв знал и "ф" с "х" путал, и при этом еще и хвастливо успел сообщить, что он "страсть какой бедовый" (в значении "сообразительный"), в школу его записал. Незнающего даже азбуки, неумеющего свое имя написать, по годам не доросшего до школьника?!

Почему? На современном психолого-педагогическом языке обоснование учителя прозвучало бы так: за самостоятельность, за высокую степень школьной мотивации (т.е. за большое желание учиться), за умение защитить себя и заявить о себе ("самопрезентация"), за умение находить друзей и дружить (помните, как дети деревенские за Филиппка переживали, стремились его поддержать). А наши с вами воспитанники похожи на Филиппка? Если да — то к школе мы их подготовили правильно.

Литература: Любина, Г.А., Желонкина, О.В. Рука развивает мозг / Г.А. Любина, О.В. Желонкина. – Мн. –  2002.

Тест для родителей

«Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»

1.Вы считаете, что Вашему ребенку будет трудно учиться в школе?

2.Вам кажется, что Ваш ребенок будет учиться хуже других детей?

3.Вы опасаетесь, что придя в школу, Ваш ребенок чаще будет болеть?

4.Вы не можете себе представить, что Ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счетом?

5.Вы думаете, что он не сможет быть лучше всех?

6.Вы считаете, что дети-«первоклашки» не умеют быть достаточно самостоятельными?

7.На Ваш взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребенка?

8.Вы считаете, что  Ваш ребенок будет сильно уставать в школе?

9.Вас волнует вопрос, будет ли первый учитель внимателен к Вашему ребенку?

10.Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительницы Вашего ребенка?

11.По Вашему мнению, в таком возрасте ребенка лучше обучать дома, чем в школе?

12.Вам кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить?

13.Вы опасаетесь, что дети будут обижать и дразнить Вашего ребенка?

14.Вы считаете, что Ваш малыш значительно слабее своих сверстников?

15.Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребенок станет непослушным?

16.Вы боитесь даже думать о том, как Ваш ребенок будет обходиться без дневного сна?

17.Вапш ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»

Ответ «да» -1 балл, «нет» - 0.

Результаты теста:

10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием малыша, поиграйте в школу. Если уровень Вашей тревожности не снизился – обратитесь к психологу.

5-10 баллов. Вы не уверены в успехе ребенка. Это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, Вы станете спокойнее и правильно подготовите малыша к школе.

4 и менее баллов. Вероятно, Вам сопутствуют оптимизм и уверенность. Хорошим советом для Вас будет не быть беспечным и невнимательным.