Методическая копилка

https://disk.yandex.ru/i/DCWazPiQniC7zA картотека физминуток по лексическим темам

Памятка «Как можно использовать метеоплощадку?»

«Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
                                                                                                                                                                                                           К.Е. Тимирязев

        Метеоплощадка – это новое средство экологического воспитания по формированию основ культуры у воспитанников в области охраны окружающей среды и природопользования.

  • Как можно использовать метеоплощадку:
  • 1.В ежедневных занятиях, на прогулках.
  • 2.В качестве оборудования для самостоятельной деятельности.
  • 3.В проведении тематических недель.
  • 4.В проектной деятельности.
  • 5.В наполнении для портфолио детского сада и педагогов.
  • 6.В образовательных мероприятиях.

         Возможные формы работы с оборудованием:

  • Беседы
  • Наблюдения в природе
  • Книга народных примет
  • Опыты-эксперименты
  • Чтение художественной литературы
  • Дидактические игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Прослушивание музыки
  • Работа с родителями

         Прогнозируемые результаты:

  • 1.Повышенный уровень профессиональной компетенции педагогов и родителей.
  • 2.Сформированность элементарных экологических знаний и представлений через прогнозирование у воспитанников.
  • 3.Умение воспитанников пользоваться приборами-помощниками для определения состояния погоды.

Тренинг для воспитателей дошкольного образования:

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ: КАК ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ?»

  1. Задачи: развивать навыки конструктивно­го взаимодействия и бесконфликтного обще­ния воспитателей дошкольного образования с родителями; актуализировать существую­щие проблемы во взаимодействии и способ­ствовать их преодолению; содействовать по­вышению уверенности в себе.
  2. Материал и оборудование: магнитная до­ска, 3 листа бумаги формата АЗ, маркеры, шляпа, магнитофон, аудиозапись танцеваль­ной, релаксационной музыки, по количеству участников: ручки, листы бумаги формата А4, карточки с фразами и указанной инто­нацией их произношения для игры «Трени­ровка интонации».
  3. Ход мероприятия.
  4. Ведущий (В.). Я рада приветствовать вас. Надеюсь, что встреча будет полезной.
    1. Игра-разминка

      Ведущий выходит в центр круга (его стул убирают) и называет признак, обладатели которого должны поменяться местами. (На­пример, необходимо поменяться местами тем, кто работает в детском саду более 5 лет, и т.п.) Оставшийся без места участник ста­новится ведущим в игре.

      В. Чтобы понимать другого человека, не­обходимо хорошо знать самого себя, свои сильные и слабые стороны.

      Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца»

      Каждый участник на листе бумаги рисует круг, в него вписывает своё имя. Далее прорисовывает лучи - получается солнце. Над каждым лучом участник записывает каче­ство, характеризующее его. При анализе учи­тывается количество лучей (ясное представ­ление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).

      Дискуссия «Общение с родителями»

      Участники делятся на три подгруппы, каж­дой даётся задание указать: положительные стороны в общении с родителями, отрица­тельные стороны в общении с родителями, пути налаживания контактов с родителями. Проводится обсуждение.

      Упражнение «Преврати недостаток в достоинство»

      Участникам нужно подумать и найти пози­тивное в отрицательных сторонах общения с родителями. Например, конфликты - отри­цательное в общении с родителями, положи­тельное - выявление взаимных претензий.

      В. Поговорим о правилах построения эф­фективного общения. Помните, что здесь существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в 1-ые 15 секунд! Чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых се­кунд, необходимо применить «правило трёх плюсов». Самые универсальные: улыбка, имя собеседника и комплимент.

      Чтобы люди хотели с нами общаться, нуж­но демонстрировать свою готовность к обще­нию с ними. Необходима искренняя, добро­желательная улыбка!

      Имя человека - это самый приятный и самый важный для него звук на любом язы­ке. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не просто сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

      В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику- ружьё, ро­дителю - его ребёнка.

      Загруженные, усталые после работы роди­тели особенно уязвимы в отношении хоро­шего и плохого поведения ребёнка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на пло­хом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно вспомнить о проблемных сторонах ребёнка.

      Есть и другие приёмы для установления контакта с собеседником.

      Игра «Тренировка интонации»

      В. Попробуем на практике применить полученные знания. (Участники получают карточки с фразами и указанной интонаци­ей их произношения.) Произнесите фразы: «Мне небезразличны успехи вашего ребён­ка», «Мне хотелось бы большей откровен­ности в нашем разговоре» с оттенками иро­нии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности.

      По окончании выполнения участники со­общают, удалось ли, на их взгляд, достичь цели воздействия; какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

      Игра «Волшебная шляпа»

      Участники стоят в кругу и под звучание танцевальный, музыки передают друг другу шляпу. Когда музыка смолкает, тот, у кого она осталась, надевает её и говорит ком­плимент любому из участников. Тот «ро­дитель», которому адресован комплимент, должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это тоже очень нра­вится!»

      Проводится обмен впечатлениями: лег­ко ли было говорить комплимент, приятно ли было его принимать. Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т.е. хвалить родителю ребёнка.

      Игра-фантазия «Посылай и воспринимай уверенность»

      Игра проводится под звучание релаксаци­онной музыки.

      В. Сядьте поудобнее, и закройте глаза. Сде­лайте три глубоких вдоха и выдоха... Пред­ставьте себе, что над вашей головой висит чудесная золотая звезда. Эта звезда принад­лежит вам и заботится о том, чтобы вы были счастливы.

      Представьте, что вы с ног до головы оза­рены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом - к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет осо­бенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что вы, как и ваша звезда, излучаете тёплый ясный свет, и этот свет идёт ко всем вашим коллегам, находящимся в этом зале... Подумайте обо всех, кто здесь находится, и пошлите каждому немного своего света. Те­перь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, дру­зьям, воспитанникам, их родителям. Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу?

      Сохраните в памяти эти чувства и обращай­тесь к ним в тех случаях, когда вы устали и вам нужны свежие силы и уверенность в себе...

      Сейчас попрощайтесь со звездой и мыс­ленно возвращайтесь назад. Когда я досчи­таю до трёх, вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз... Два... Три...

      Упражнение «Чему я научилась»

      Участникам предлагается дописать не­оконченные предложения:

      • Я научилась....
      • Мне понравилось....
      • Я узнала, что....
      • Я была удивлена тем, что....
      • Я была разочарована тем, что....
      • Самым важным для меня было....

      Проводится обсуждение.

      Все становятся в круг и, вытянув руки, каждый кладёт свои руки поверх рук других участников — так образуется солнце. Всё тепло, свет и доброта коллектива сливается в одно целое.

      Участники получают памятки, прощаются.

      ПАМЯТКА «НАВЫКИ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ И БЕСКОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

      Нужно помнить, что в общении существу­ют свои закономерности. «Правило трёх плюсов»: чтобы расположить к себе собесед­ника, нужно дать ему как минимум три пси­хологических плюса. Самые универсальные: улыбка, имя собеседника, комплимент.

      Существуют и другие приёмы для уста­новления контакта с собеседником:

      • одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом!
      • Короткая дистанция и удобное располо­жение (0,5—1,5 м) — характерны для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собе­седник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь — благодаря этой дис­танции мы воспринимаемся им «ближе». Но не следует переступать «границы» личного пространства собеседника!
      • Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
      • Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
      • Всем своим видом поддерживать состоя­ние безопасности и комфорта (отсутствие на­пряжённости в позе, резких движений, сжатых кулаков, вызывающая интонация в голосе).
      • Использовать приём присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение Вы. («Вы сделайте то!», «Вы должны это!») Чаще говорить «мы»: «Мы

      все заинтересованы, чтобы дети были здоро­вы, умели..., знали!..», «Нас всех беспокоит, что дети...», «Нас объединяет общее дело — это воспитание наших с вами детей!».

      Вот основные правила установления хо­рошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями:

    2. Придерживайтесь принципа: «Мы вместе против проблем, а не против друг друга».
    3. Учитывайте личные интересы родите­лей.
    4. Обсуждайте проблему, а не личные ка­чества ребёнка.
    5. Не стремитесь всеми силами отстоять собственную позицию.
    6. Ищите новые формы сотрудничества с родителями.
    7. Покажите родителям свою любовь по отношению к их ребёнку.
    8. Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.
    9. Не отталкивайте, а привлекайте к со­трудничеству родителей.

Моделирование игр-сказок на песке

Этапы игры

Средства

Стиль поведения взрослого

1. Введение в игровую среду.

Установка на внимательное слушание и активное участие: присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений и испытаний.

Доверительный стиль общения, внимательное отношение к каждому ребенку, диалог с каждым, сниженный тон голоса, суггестивный характер высказываний.

2. Знакомство с игрой и ее героями.

Прослушивание начала сказки, истории и строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, замков, дворцов, морей, рек лесов - того, что требуется по сюжету игры), заселение его различными персонажами сказочными героями, животными, буквами и пр.)

 

Позиция "отстраненного рассказчика", доброжелательного мягкого помощника исследователя создаваемого пространства.

3. Моделирование конфликта, трудностей.

Детям зачитывается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения: драконы, чудовища, ураган и пр.)

 

Создание ситуации, которой ребенок действует самостоятельно, может переносить и отыгрывать в игре с песком негативные эмоции, при этом взрослый может выступать разрушителем, используя фигурки и куклы.

4. Выбор помощи.

Обращение к ребенку за помощью: - что будет с жителями страны? Что же делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь? - только ты (вы), с таким добрым сердцем, сможешь помочь жителям этой страны. Можно облачаться в сказочные одежды и знакомиться с помощниками.

Взрослый - заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, ищет выход наравне с ребенком. Взрослый убеждает, подбадривает, вселяет веру в себя, указывает на потенциальные возможности ребенка. Применим суггестивные интонации.

5. Борьба и победа.

Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Здесь - они мудрецы и рыцари, феи и волшебники. Каждый выступает под маской наиболее близкого ему персонажа. Далее происходит реконструкция, песочной страны. Именно сейчас дети выступают Творцами - восстанавливают мир в соответствии со своими желаниями и приобретенными знаниями и навыками. Строят так, чтобы в новой стране всем было удобно. Усиливается успешный опыт - детям благодарны все сказочные существа.

Он поддерживает, подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает уверенность в том, что у ребенка все получится. Потом высказывается искреннее восхищение ребенком, благодарность за выдумку, доброту.

 

6. Утверждение победы.

Спонтанное продолжение игры, в которой происходит празднование победы.

Стиль поведения взрослого - взрослый спрашивает об эмоциональном состоянии детей, мыслях и чувствах, которые возникали в процессе игры, понравилось ли им, что они будут делать, если вдруг опять попадут в похожую ситуацию и пр.

7. Перспектива дальнейших приключений.

Рассказ о последующих играх, приключениях.

Взрослый пытается заинтриговать ребенка.

Для активизации внимания ребенка в начале игры предлагаются стихотворные "разминки". Например:

***                                                                            ***

Начинаем наши игры!                                                 Как учит Фея Эльфов,

Подвигайтесь-ка вперед!                                             Чтоб вызвать их старание:

До чего же вы, ребята,                                                 "Повесьте ваши ушки

Удивительный народ!                                                  На гвоздичек внимания!"

***                                                                            ***

Раз вдохнули, два вдохнули..                    Чтоб злодеев побеждать

Хлопнули в ладошки,                                 Мало просто много знать.

А теперь садимся рядом,                            Надо быть активным,

Как в земле картошки!                                Смелым, добрым, сильным.

                                                                 А еще желательно делать все внимательно!

                                                              Памятка «Факторы психологического здоровья детей»

      Сама проблема сохранения психического здоровья детей связана в первую очередь с современным темпом жизни и резко возросшими информационными нагрузками. Кроме того, еще одним фактором, влияющим на психику, является стресс. Нестабильность ценностных ориентаций находит свое отражение не только в нервозной обстановке дома, но и во многих телепередачах.

      Психологический климат в семье является важным фактором формирования здоровой психики у ребенка. В большинстве случаев в дружной, наполненной любовью и вниманием, семье растут воспитанные, уверенные в себе и общительные дети. Кроме того, на психическое здоровье детей влияет и среда – сверстники в саду и школе, друзья во дворе и спортивных секциях. По мере взросления нагрузка на ребенка постепенно возрастает, и он нуждается в поддержке и понимании семьи даже больше, чем в раннем детстве. Кроме того, к дисбалансу приводят и современные тенденции раннего обучения, и школьные перегрузки, так как при растущем рационализме и других внешних признаках взрослости сохраняется внутренняя социальная незрелость и инфантилизм.

          Психическое здоровье - это общее понятие, включающее в себя нормальное эмоциональное, поведенческое и социальное самочувствие. Все эти компоненты тесно связаны между собой. Например, плохое самочувствие влияет на поведение человека и, в свою очередь, на то, как он общается с другими людьми. И наоборот, то, как он общается с другими влияет на его собственное поведение и настроение. Итак, в основе любых нарушений психического здоровья ребенка лежат эмоциональный, поведенческий и социальный аспекты. 

                                       Эмоциональные проблемы

    Психически здоровый человек до некоторой степени контролирует свои эмоции и их проявления. Например, справляется с отрицательными эмоциями (такими как гнев или агрессия), сознательно стремясь к лучшему самочувствию. Он также справляется с негативной ситуацией, проанализировав её.

   У ребенка возникают трудности, во-первых, когда он не может выразить свои чувства, и во-вторых, когда не может сам справиться с частыми или длительными периодами какого-либо эмоционального состояния. 
  
Например:

· Постоянные трудности в сложных ситуациях. Ребенок становится необъяснимо напуган в незнакомых ситуациях, и его не удается успокоить или уговорить.

· Постоянное беспокойство или напряжение. Ребенок убежден, что ему или кому-то другому будет причинен вред, и остается беспокойным, даже когда все, казалось бы, нормально.

                                            Проблемы поведения

   Поведение ребенка напрямую зависит от его эмоций. А эмоции, в свою очередь, можно распознать, лишь наблюдая за поведением. Кроме того, поведение нужно всегда рассматривать в контексте конкретной ситуации и уровня развития ребенка. Сложности возникают тогда, когда ребенок отказывается или не может контролировать свое поведение. 
Например:

· Ребенок всегда разбрасывает вещи в любом месте, в котором находится, и, похоже, не подозревает о производимых им разрушениях.

                                            Проблемы общения

   Существует множество различных типов общения: в семье, в магазине, с друзьями и т.д. Для детей самыми важными являются взаимоотношения с родителями, друзьями и теми, кто представляет для них образец поведения (учителя, сверстники, старшие товарищи). 

    Результатом нарушения взаимоотношений с другими людьми может быть потеря самоуважения, а ее следствием - эмоциональные и поведенческие проблемы. 
Например:

· Число или, что гораздо серьезнее, человеческие качества друзей ребенка настолько неудовлетворительны, что его ежедневная жизнь однообразна.  

· Ребенку трудно общаться с другими так, чтобы это общение удовлетворяло его в эмоциональном плане.

· Ребенок постоянно дерется со всеми.

Обучение воспитанников элементарным правилам безопасного поведения   

.        Не пей сырую воду из природных водоёмов.

·        Не собирай неизвестные тебе растения, ни в коем случае не бери их в рот.

·        Не засоряй природу.

·        Не разжигай костёр.

·        Не ломай деревья.

·        После мероприятия иди прямо домой.

·        Соблюдай правила дорожного движения.

Правила дорожного движения:

·   Проходи по тротуару только с правой стороны. Если нет тротуара, иди по левому краю дороги, навстречу движению транспорта.

·   Дорогу переходи в том месте, где указана пешеходная дорожка или установлен светофор. Дорогу переходи на зелёный свет.

·    Когда переходишь дорогу, смотри сначала налево, потом на право.

·    Если нет светофора, переходи дорогу на перекрёстке. Пересекать улицу надо прямо, а не наискось.

· Не переходи дорогу перед близко идущим транспортом.

·  На проезжей части игры строго запрещены.

·    Не выезжай на проезжую часть на велосипеде.

Правила поведения в общественных местах:

·  На улице громко разговаривать, кричать, смеяться неприлично.

· Нельзя сорить на улице: грызть семечки, бросать бумажки, конфетные обёртки, огрызки от яблок.

·  Во время посещения кинотеатра не надо шуметь, бегать, затевать игры.

·   Во время просмотра кинофильма неприлично мешать зрителям, хлопать стульями, свистеть, топать.

·   При входе в зал и при выходе не надо спешить, толкаться.

·   Будьте вежливы.

Правила личной безопасности на улице:

·    Если на улице кто-то идёт и бежит за тобой, а до дома далеко, беги в ближайшее людное место: к магазину, автобусной остановке.
·   Если незнакомые взрослые пытаются увести тебя силой, сопротивляйся, кричи, зови на помощь: «Помогите! Меня уводит незнакомый человек!»

·    Не соглашай ни на какие предложения незнакомых взрослых.

·     Никуда не ходи с незнакомыми взрослыми и не садись с ними в машину.

Правила пожарной безопасности и обращения с электроприборами

Запрещается:

·        Бросать горящие спички, окурки в помещениях.

·        Небрежно, беспечно обращаться огнём.

·        Выбрасывать горящую золу вблизи строений.

·        Оставлять открытыми двери печей, каминов.

·        Включать в одну розетку большое количество потребителей тока.

·        Использовать неисправную аппаратуру и приборы.

·   Пользоваться повреждёнными розетками. Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов.

·        Пользоваться электрошнурами и проводами с нарушенной изоляцией.

·        Оставлять без присмотра топящиеся печи.

·        Ковырять в розетке ни пальцем, ни другими предметами.

·        Самим чинить и разбирать электроприборы.

Разрешается:

·        Защищать дом от пожара.

·        В случае возникновения пожара вызвать пожарную охрану.

·        Использовать все имеющиеся средства для тушения пожара.

·        Подавать сигнал тревоги.

·        Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара.

·        Знать план эвакуации на случай пожара.

·        Кричать и звать на помощь взрослых.

·        Двигаться ползком или пригнувшись, если помещение сильно задымлено.

·        Вывести из горящего помещения людей, детей.

·        Набросить покрывало на пострадавшего.

Правила безопасности при общении с животными:

·     Не надо считать любое помахивание хвостом проявлением дружелюбия. Иногда это может говорить о совершенно недружелюбном настрое.

·        Не стоит пристально смотреть в глаза собаке и улыбаться. В переводе с «собачьего» это значит «показывать зубы», или говорить, что вы сильнее.

·        Нельзя показывать свой страх и волнение. Собака может почувствовать это и повести себя агрессивно.

·        Нельзя убегать от собаки. Этим вы приглашаете собаку поохотиться за убегающей дичью.

·        Не кормите чужих собак и не трогайте собаку во время еды или сна.

·   Избегайте приближаться к большим собакам охранных пород. Некоторые из них выучены бросаться на людей, приближающихся на определённое расстояние.

·    Не делайте резких движений, обращаясь с собакой или хозяином собаки. Она может подумать, что вы ему угрожаете.

·    Не трогайте щенков и не отбирайте то, с чем собака играет.

·   Если в узком месте (например, в подъезде) собака идёт вам навстречу на поводке, лучше остановиться и пропустить её хозяина.

·  Животные могут распространять такие болезни, как бешенство, лишай, чума, тиф и др.

Правила поведения, когда ты один дома:

·        Открывать дверь можно только хорошо знакомому человеку.

·        Не оставляй ключ от квартиры в «надежном месте»

·        Не вешай ключ на шнурке себе на шею.

·        Если ты потерял ключ — немедленно сообщи об этом родителям.

Правила общения по телефону:

·        Не называй адрес или номер квартиры.

·        Никогда не называй номер своего телефона (можешь ответить только «да» или «нет»)

·        Не вступай в разговоры с незнакомцами.

Правила поведения во время экскурсий:

 1. В музей, на выставку

·        Веди себя спокойно, сдержанно.

·        Внимательно осматривай, слушай, не перебегай беспорядочно от одного к другому.

·        Без разрешения ничего не трогай.

·        Громко не разговаривай.

·        Не забудь поблагодарить экскурсовода.

ТЕХНОЛОГИИ  И  МЕТОДИКИ, 

УТВЕРЖДЕННЫЕ  МИНИСТЕРСТВОМ  ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ДЛЯ  ВНЕДРЕНИЯ  В  ПРАКТИКУ  РАБОТЫ 

ДОШКОЛЬНЫХ  УЧРЕЖДЕНИЙ

ТЕХНОЛОГИИ  СОВРЕМЕННЫХ  БЕЛОРУССКИХ  АВТОРОВ:

1. Технология  процесса  повышения  физической  подготовленности  детей  при  одновременном    развитии  их  умственных  способностей  (автор  Глазырина  Л.Д.).

2.  Технология  алгоритмизации  процесса  математического  развития  дошкольников  (автор  Житко  И.В.).

3.  Технология  процесса  белорусскоязычного  развития  дошкольников  и  обучение  грамоте  в  детском  саду  с  русским  и  белорусским  языковым  режимом  (автор  Старжинская  Н.С.).

4.  Технология  процесса  воспитания  гуманного    отношения  к  природе  (автор  Петрикевич  А.А.).

5. Технология  процесса  музыкального  творчества  развития  ребенка

(автор Ходонович Л.С.)

6. Технология физического воспитания детей к учебной программе дошкольного образования (авторы Шишкина В. А., Дедулевич М.Н.)

7. Развитие личности дошкольников средствами физической культуры (автор Шебеко В.Н.).

8. Оздоровительная физическая культура (автор Логвина Т.Ю.)

ТЕХНОЛОГИИ  ЗАРУБЕЖНЫХ  И  РОССИЙСКИХ  АВТОРОВ:

1.  Триз – технология 

2.  Технология  «Первый  шаг» 

3. Модель интеллектуально-творческого развития детей дошкольного  и младшего школьного возраста (Н. Зайцев)

4.  Педагогическая  система  М. Монтессори - технология  использования  материалов  М. Монтессори,  эффективность-состояние  здоровья.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Психогимнастика в детском саду

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко - психогимнастика как метод практической психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей, психологов и родителей, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности детей.

Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

Не менее важно использовать психогимнастику в профилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Структура комплекса психогимнастики

Курс психогимнастики состоит из 20 занятий, на которых дети должны усвоить примерно восемь понятий, связанных с переживаниями основных эмоций, и десять представлений, оценивающих личностные качества человека.

Занятия проводятся два раза в неделю, длится от 25 минут до 1 часа 30 минут.

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз.

І фаза. Мимические и пантомимические этюды.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, гнев, интерес, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

ІІ фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребенка.

При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

Фаза носит психопрофилактический характер.

ІІІ фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.

Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

IV фаза. Психомышечная тренировка.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.

Между второй и третьей фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе - "минутка шалости". Ведущий не вмешивается в общение детей. Желательно заранее договорится с детьми о сигнале сбора, который должен быть постоянным.

Между третьей и четвертой фазами можно вставить игру на внимание, память, сопротивление двигательному автоматизму или подвижную игру.

Дошкольников в группе не должно быть более шести. В психопрофилактической работе - 10 -12 детей.

Желательно включить в группу одного-двух детей, не нуждающихся в психогимнастике, но которые могут быть полезны группе своей артистичностью (такой ребенок в примере записи позначен словом фон). С их помощью легче "заразить" других детей нужной эмоцией.

Цветотерапия - воздействие цвета на психику

 

МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах.

  Однако врачуют не только естественные, но и искусственно созданные упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев, досаду, улучшают настроение. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.

ИГРОТЕРАПИЯ - идеальное средство от детских неврозов. Неврозами чаще страдают дети дошкольного и младшего школьного возраста. Невроз возникает под влиянием жизненных событий, которые оказали на ребёнка отрицательное, травмирующее воздействие. Появление неврозов связано с поступлением в детский сад, в школу, с не сложившимися отношениями ребёнка со сверстниками, учителями, воспитателями.

ФИТОТЕРАПИЯ

В современной клинике внутренних болезней происходят сложные процессы переоценки способов лечения. По почти единодушному мнению клиницистов, лечение больных в настоящее время значительно усложнилось и лечить стало труднее. Терапия приобретает зачастую опасный характер за счет учащающихся побочных эффектов лекарств, развития непереносимости к ним, проявлений лекарственной болезни. В связи с этим справедливо предлагается развивать иные, немедикаментозные, методы лечения. Одно из первых мест в их ряду по праву может занять фитотерапия. Фитотерапия — это лечение лекарственными растениями.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

ВИТАМИНОТЕРАПИЯ

ФИЗИОТЕРАПИЯ РЕЛАКСАЦИЯ ПСИХОГИМНАСТИКА ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА И ДР.

 

Метадычны матэрыял па этнаграфічнаму выхаванню.

Дашкольны ўзрост - гэта перыяд, калі закладваюцца асноўныя якасці чалавека і грамадзяніна, калі дзеці атрымліваюць першыя ўяўленні пра сваю краіну, яе традыцыі і культуру, калі фарміруецца ўсведамленне ўласнай адказнасці за лес Радзімы. Вашай увазе прапануюцца асноўныя напрамкі работы з выхаванцамі па адраджэнню беларускай нацыянальнай культуры і мовы.

1 напрамак. "Выхаванне любові да роднай мовы праз тэатральна-гульнявую дзейнасць".

Задачы: знаеміць выхаванцаў з беларускай народнай творчасцю; развіваць цікавасць да тэатральна-гульнявой дзейнасці; узбагаціць і актывізаваць слоўнік дзяцей; удасканаліць дыялагічнае маўленне, граматычны строй мовы; стымуляваць жаданне размаўляць на беларускай мове, паказаць яе мілагучнасць і меладычнасць; фарміраваць уяўленні аб беларускіх абрадах, традыцыях, фальклорных святах.

2 напрамак. "Выхаванне экалагічнай культуры выхаванцаў".

Задачы: выхоўваць гуманныя адносіны да прыроды; фарміраваць сістэму экалагічных уяўленняў; развіваць эстэтычныя пачуцці; спрыяць станаўленню жадання прымаць удзел у магчымай дзейнасці па догляду за раслінамі і жывеламі, пра ахове і абароне прыроды; фарміраваць уяўленні аб асаблівасцях прыроды роднага краю.

3 напрамак. "Знаемства з беларускай народнай творчасцю".

Задачы: пазнаеміць дзяцей з дэкаратыўна-прыкладным мастацтвам свей краіны; спрыяць развіццю цікавасці да народнай творчасці, павышэнню мастацкай, творчай актыўнасці ў выхаванцаў; развіваць эстэтычны густ; выхоўваць любоў да Радзімы, пачуцце гонару за людзей, якія ствараюць прыгожыя мастацкія вобразы.

4 напрамак. "Радзіма мая дарагая".

Задачы: фарміраваць уяўленні выхаванцаў аб Рэспубліцы Беларусь; знаеміць з гісторыяй сваей Радзімы; спрыяць асваенню нацыянальнай культуры і выхоўваць пачуцце нацыянальнай самасвядомасці, гонару за сваю краіну.

5 напрамак. "Я - беларус, і гэтым ганаруся".

Задачы: выхоўваць добрасумленную асобу, якая разумее і прымае свае абавязкі, здольная да ацэньвання сябе і сваіх учынкаў; развіваць валявы характар, пераадольваць любыя цяжкасці; спрыяць усведамленню сябе часткай чалавецтва, успрыманню сябе часткай свету, якая нясе адказнасць за іншага чалавека, за наваколле і жыццядзейнасць не толькі чалавека, але і ўсяго жывога на планеце; выхоўваць беражлівыя адносіны да духоўнага свету і гістарычнай памяці свайго народа, традыцый хрысціянскай культуры.

Жадаем поспехаў у рабоце!

www.praleska­red.by — учреждение «Редакция журнала “Пралеска”»

РУБРИКА «ШКОЛА ПЕДАГОГА»

«Использование интернет-ресурса для включения родителей в образовательный процесс»

Наряду с использованием традиционных форм организации процесса взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей особую актуальность приобретает практика их проведения в условиях применения ресурсов онлайн­общения в сети. Это может быть проведение онлайн­встреч или презентаций через интернет в режиме реального времени посредством онлайн­семинаров (веб­конференции, вебинара и т. д.), видеочатов, онлайн­консультаций, обмена сообщениями в режиме реального времени посредством Skype и т. д.; либо организация взаимодействия с родителями в условиях виртуального общения на форумах (вопрос­ответ), по электронной почте в отсроченном режиме отправки сообщений, не требующем одномоментного пребывания общающихся в сети. Приоритетность их применения в учреждениии дошкольного образования обусловлена такими преимуществами, как постоянная возможность виртуального взаимодействия с родителями и обмена информацией с ними, обеспечение хранения большого объема информации в одной или разных точках сети, осуществление доступа к ней с любого места нахождения педагога и родителя, возможность получения обратной связи в условиях взаимодействия с семьей.

В этой связи Министерство образования обращает внимание учреждений дошкольного образования на активизацию взаимодействия с семьей посредством таких видов онлайн­общения в сети, как сайт учреждения дошкольного образования, электронная почта, вебблог, вебфорум, онлайн­семинары (вебинары, веб­конференции), Skype, чат, Viber.

В учреждениях дошкольного образования процесс использования ресурсов онлайн­общения в сети целесообразно строить по следующему алгоритму:

сбор электронных адресов и контактов;

изучение образовательных запросов родителей, выделение актуальных вопросов и тем для общения с ними;

определение вида ресурса онлайн­общения в сети для эффективного взаимодействия с родителями;

разработка сценария онлайн­общения в сети с родителями;

обратная связь (анкетирование, опрос, сбор отзывов);

анализ, формулировка выводов и обобщение.

Целесообразно использовать ресурсы онлайн­общения в сети в сочетании с традиционными формами взаимодействия учреждений дошкольного образования с родителями.