Это интересно знать

  • ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  Первый раз в детский сад   Уважаемые родители!
  • Для того чтобы Ваш ребенок легче адаптировался в нашем детском саду, привык к воспитателям, новым условиям жизни, режиму дня, нам необходимы Ваша поддержка и сотрудничество. Для начала постарайтесь выполнять несколько простых правил:
  • Приводите ребенка в детский сад в одно и то же время.
  • К воспитателям обращайтесь по имени-отчеству.
  • Спокойное, внимательное отношение к ребенку дома в период адаптации – залог успеха!
  • Вовремя укладывайте ребенка спать вечером.
  • Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика или не сковывала его движений. В правильно подобранной одежде ребенок свободно двигается и меньше утомляется.
  • Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить.
  • Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать размеру ноги ребенка, легко сниматься и надеваться.
  • Носовой платок необходим ребенку, как в помещении, так и на прогулке.
  • Чтобы избежать случаев травматизма, каждый день проверяйте содержимое карманов одежды ребенка на наличие опасных предметов.
  • Запрещается приносить в детский сад острые, стеклянные предметы, а также мелкие бусинки, пуговицы, жевательные резинки, таблетки.
  • Не рекомендуется надевать на ребенка дорогие ювелирные украшения.
  • Напоминаем, что в случае потери воспитатель не несет за них материальной ответственности.
  • Не обсуждайте при ребенке дома свои опасения, претензии и переживания по поводу детского сада, но обязательно поделитесь ими с воспитателями или психологом.
  • Главным для успешной адаптации являются Ваш положительный настрой, соблюдение режима дня и рекомендаций педагогов.
  • Надеемся на плодотворное сотрудничество!

Современные игрушки для детей дошкольного возраста.

Мир игрушек богат и многообразен. Игрушки для детей дошкольного возраста можно разделить на несколько видов. Давайте познакомимся с ними.

  1. Сюжетные, или образные, игрушки - куклы, фигурки животных, мебель, посуда, пред­меты домашнего быта, сказочные персонажи.
  2. Технические игрушки, которые все больше входят в жизнь. Это разные типы конструк­торов, видов транспорта, всевозможные технические сооружения и механизмы. Особой попу­лярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы типа «Лего». Они необходимы детям, так как развивают мышление, мелкую моторику рук, ориентировку в пространстве, творческие способности. При их выборе руководствуются принципом: чем младше дети, тем крупнее детали.
  3. Игрушки-забавы. Это могут быть смешные фигурки человечков, животных, персона­жей мультфильмов, производящие несложные движения.

В основе движения этих игрушек - сюрприз, неожиданность. Их назначение - позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

  1. Спортивно-моторные игрушки: мяч и кегли, кольцебросы, обручи, различные каталки, скакалки, велосипеды. Это особый тип игрушек, которые способствуют повышению двигательной активности де­тей, развитию ловкости, меткости, выдержки.
  2. Театральные игрушки: пальчиковые, перчаточные игрушки (Петрушка, куклы би-ба­бо), марионетки, тростевые куклы. Такие игрушки относятся к образным игрушкам. Они развивают эсте­тический вкус, речь, воображение и способность воспроизводить действия, высказывания лю­дей, способствуют повышению эмоциональной устойчивости. От их лица ребенок может ска­зать то, что не решается сказать от себя.
  3. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино, балалайки и другие музыкальные инструменты.
  4. Дидактические игрушки: разноцветные вкладыши, ящички с прорезями, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Им принад­лежит особое место в развитии ребенка, т.к. с их помощью педагоги знакомят детей с цветом, формой, величиной и т.д. Эти игрушки развивают сенсорные способности, воспитывают у детей усидчивость, сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики рук.
  5. Военные игрушки: мечи, пистолеты, автоматы и др. Во всем мире нет однозначного отношения к по­добным игрушкам. Одни видят только негативное их влияние на детей, другие считают их необ­ходимыми. С одной стороны, мы хотим вырастить из мальчиков защитников Родины, с другой стороны, как правильно это делать, чтобы не воспитать излишне агрессивных членов общества.
  6. Игрушки и материалы для развития творческой фантазии и самовыражения: каранда­ши, краски, пластилин, различные наборы для ручного труда, цветная бумага, клей и т.д. Конечно, прежде всего, обращаем внимание на соответствие возрасту. Пластилин, каран­даши, краски, гуашь - обязательно! Старше трех лет - ножницы с закругленными концами, цветная бумага, кусочки ткани, набор для рукоделия и др.

Обобщая основные требования к игрушке, отметим, что она должна быть:

  • эстетичной;
  • безопасной;
  • развивающей;
  • многофункциональной.

Правовые знания родителям!

Статья 32 Кодекса Республики Беларусь об образовании. Законные представители несовершеннолетних обучающихся

1. Законными представителями несовершеннолетних обучающихся являются их

родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители.

2. Законные представители несовершеннолетних обучающихся представляют права и законные интересы несовершеннолетних обучающихся в общественных отношениях в сфере образования без специальных полномочий.

Статья 33. Основные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся

1. Законные представители несовершеннолетних обучающихся в соответствии

с настоящим Кодексом и иными актами законодательства имеют право на:

1.1. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, правилами внутреннего распорядка в общежитиях, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, а также с учебно-программной документацией;

1.2. участие в управлении учреждением образования;

1.3. защиту прав и законных интересов обучающихся, включая обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений;

1.4. получение информации о ходе и содержании образовательного процесса,

используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности обучающихся в порядке, определяемом руководителем учреждения образования с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних обучающихся;

1.5. получение информации обо всех видах обследований (медицинских,

психологических, педагогических) обучающихся.

2. Иные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.

3. При подготовке кадров по специальностям для воинских формирований

и военизированных организаций, таможенных органов в соответствии

с законодательством о прохождении соответствующей службы могут устанавливаться особенности реализации прав законных представителей несовершеннолетних обучающихся.

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.01.2022, 2/2874

Статья 34. Основные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся

1. Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1.1. обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;

1.2. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

1.3. обеспечивать выполнение обучающимися, законными представителями которых они являются, требований учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил внутреннего распорядка в общежитиях.

2. Иные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования, организаций, реализующих образовательные программы научно-ориентированного образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.

Правовой статус ребёнка в Республике Беларусь

Ребёнок согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» – физическое лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме.

В соответствии с Законом  Республики Беларусь «О правах ребенка» каждый ребенок имеет такие права, как:

  • право на жизнь. Государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств. Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет, не допускается (ст. 4);
  • право на охрану и укрепление здоровья. Государство создает надлежащие условия матери по охране ее здоровья в дородовой и послеродовой периоды, обеспечивает здоровое развитие ребенка, предоставляет детям бесплатную медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 6);
  • право на гражданство (ст. 7);
  • право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития. Государственные органы через систему социальных и экономических мер обеспечивают создание этих условий (ст. 8);
  • право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия. Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, включая сексуальную, от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей или лиц, их заменяющих, и родственников, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми или совершению действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера (ст. 9);
  • право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, и связанные с этим при участии ребенка совершение за пределами учебных заведений религиозных обрядов, соблюдение традиций, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям непосредственно угрожает жизни и здоровью ребенка, нарушает его законные права. В отношении ребенка, не достигшего пятнадцати лет, религиозные обряды отправляются с согласия родителей или лиц, их заменяющих (ст. 10);
  • право на получение, хранение и распространение информации, свободу мнений, убеждений и их свободное выражение. Каждый ребенок, способный формулировать свои взгляды, имеет право свободно их выражать по всем вопросам, которые его затрагивают, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом. В частности, ребенку предоставляется возможность непосредственно либо через представителя или соответствующий орган быть заслушанным в ходе любого затрагивающего его судебного или административного разбирательства в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь (ст. 11);
  • право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси), а также на автомобильном и железнодорожном транспорте общего пользования пригородного сообщения имеют дети в возрасте до семи лет (ст. 12)

Законом разделены права детей, которые могут быть реализованы в семье и обществе.

Так, ребенок имеет право на проживание в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка.

Право выбора одного из родителей для совместного проживания дается ребенку по достижении им десяти лет.

Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей в РБ либо ином государстве, имеет право на поддержание регулярных личных отношений и прямых контактов с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

Родители, лица их заменяющие, должны создавать условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки к самостоятельной жизни в семье, обществе.

Каждый ребенок имеет право на жилище, право самостоятельно пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом, в том числе совершать сделки, на условиях и в порядке, определенных законодательством РБ. Ребенок,  независимо от места проживания,  в соответствии с законодательством РБ имеет право на наследование имущества родителей в случае их смерти или объявления их решением суда умершими.

Каждый ребенок имеет право на имя. Право и обязанность определять собственное имя ребенка принадлежат родителям.

Глава 3 «Ребенок и общество» Закона РБ «О правах ребенка» предусматривает возможность приобщения детей к истории, традициям и духовным ценностям народа РБи достижениям мировой культуры. С этой целью поощряется создание государственных и общественных организаций для развития способностей детей к науке и творчеству, осуществляются выпуск кино- и видеофильмов, теле- и радиопередач, издание детских газет, журналов и книг, обеспечивается их доступность .

Ребенок имеет право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Согласно статье 23 Закона РБ «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения в соответствии с актами законодательства РБ. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.

Ребенок имеет право на получение профессии, участие в самостоятельной трудовой деятельности в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья и профессиональной подготовкой. По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние имеют право на самостоятельную трудовую деятельность. С письменного согласия одного из родителей или лиц, их заменяющих, трудовой договор может быть заключен с несовершеннолетним, достигшим четырнадцати лет, на условиях и в порядке, установленных законодательством РБ.

Государство поощряет организации, выделяющие рабочие места для лиц моложе восемнадцати лет. Запрещается применение труда ребенка на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, подземных и горных работах, а также на иных работах, вредных для его здоровья и развития или наносящих ущерб посещаемости общеобразовательной школы. Перечень таких работ определяется Правительством РБ или уполномоченным им органом в соответствии с законодательством РБ(ст. 24)

Каждый ребенок имеет право на отдых и выбор внешкольных занятий в соответствии со своими интересами и способностями. Государство создает широкую сеть специальных внешкольных организаций, детских и юношеских спортивных сооружений, площадок, стадионов, клубов и других мест отдыха и укрепления здоровья, устанавливает льготный порядок пользования культурно-просветительными и спортивно-оздоровительными организациями.

Дети имеют право объединяться в самостоятельные детские и молодежные общественные объединения при условии, что деятельность этих объединений не противоречит Конституции и законодательству РБ, не нарушает общественный порядок и безопасность государства, не наносит вреда здоровью и нравственности населения, не ущемляет прав и интересов других лиц (ст. 26)

Каждый ребенок имеет право на защиту его чести и достоинства, охраняемых Конституцией РБ. Дисциплина и порядок в учебно-воспитательных учреждениях поддерживаются методами, которые основываются на чувствах взаимного уважения и справедливости и исключают унижение. Посягательство на честь и достоинство ребенка со стороны лиц, обязанных по роду своей деятельности осуществлять воспитательные и учебные функции, влечет ответственность, предусмотренную законодательством РБ.

Каждый ребенок имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений.

Закон гарантирует особую защиту детей в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях. К детям, находящимся в неблагоприятных условиях, Закон относит детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития.

Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников

Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни начинается в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий.

Каждая семья - это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт. Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи стала часто восприниматься как обыкновенная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие маму и папу.

В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Установлено, что в семьях, в которых родители в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако, доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьёзную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость. Любовь между детьми и родителями дана самой природой и взаимоуважение между родственниками – результат совместных усилий.

В семье нет двух миров-взрослого и детского, есть один мир семьи. Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколения невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребёнок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если же при общении друг с другом все поколения семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнением других, членов семьи, сообща переживают и горе и радость, рождается настоящая семейная сплочённость.

Продолжая тему важности благоприятной атмосферы в семье, мы пытаемся донести до взрослых, что детям нужны не только еда, памперсы и яркие игрушки, но и ласковая мама и заботливый папа. Детям нужна заботливая дружная семья. Для этого необходимо помочь взрослым понять, как сохранить семью и сделать так, чтобы все члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга.

В работе с детьми следует большое внимание уделять играм детей в «семью», которые воспитывают в них чувство родительской ответственности. Игра в семью - самая любимая детская игра. Она уместна, и для весёлого времяпрепровождения с гостями. В «семью» можно играть по-разному. Всё зависит от настроения и фантазии. Кроме того, дети могут выбрать не только настоящую семью, но и «кукольную»«звериную»Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков - одна из ведущих идей педагогики. Другая идея - растить будущего семьянина с малых лет путём формирования положительных нравственных качеств трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности). Специальные социологические и психолого - педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Дошкольноеобразовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определённое влияние на семью. Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают авторитет дошкольного учреждения в решении воспитательно - образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Семья - основной институт, где формируются патриотические чувства и создание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребёнком, его продолжительность превращает семью в ведущий органвоспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «УСТАМИ РЕБЁНКА»

Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я хорошо знаю, что необязательно предоставлять мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.

Не бойтесь быть твёрдым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить своё место и границы дозволенного.

Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.

Не обращайте слишком много внимания на мои несерьёзные болезни. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ваше внимание.

Не позволяйте моим дурным привычкам чрезмерно привлекать ко мне ваше внимание. Это только вдохновит меня на их продолжение.

Не заставляйте чувствовать себя младше, чем есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Я сам могу продолжить использо- вать вас в качестве прислуги.

 Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться ещё больше. Покажите мне, что такое муже- ство.

Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, — это поколеблет мою веру в вас.

Не придирайтесь ко мне, не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден за- щищаться, притворяясь глухим.

Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, обнаружив, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

 Никогда не делайте вид, что вы совершенны и непогрешимы. Это даёт мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю «Я вас ненавижу». Я не имею это ввиду буквально . Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, как поступили со мной.

 Не забывайте, я люблю экспериментировать. Так я познаю мир, поэтому лучше смиритесь с этим.

Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажите мне всё спокойно с глазу на глаз.

Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда всё же забывается. А нагоняй, мне ка- жется, никогда.

Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные опасения.

Если я вижу, что вы любите больше брата или сестру, я вам не буду жаловаться. Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимания и любви. В этом я вижу справедливость. 

Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровен- ные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я перестану спрашивать и буду искать информацию на стороне.

Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьте от меня, дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете мне, я буду доверять вам.

Не полагайтесь на физическую силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я с большей готовностью отклик- нусь на ваши инициативы.

Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвер- гаясь критике.

Мне важно от вас узнать, что правильно, а что нет. Но ещё важнее мне увидеть в ваших поступках подтверждение, понимаете ли вы сами, что правильно, а что нет.

Советы отцам

1. Будьте инициативны! Дети, у которых активные папы, обычно более популярны и успешны среди других детей. Отцы, которые часто общаются со своими детьми, становятся значимыми фигурами в мире ребёнка. Прежде всего, они становятся моделью поведения, которой ребёнок начинает следовать. Чем больше общения и взаимодействия отца с ребёнком, тем лучше для психического развития малыша.

2. Относитесь к своим детям так, как вы бы хотели, чтобы ваши родители относились к вам. Следует предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении, ясно давать понять ребёнку, чего от него ждут, и быть последовательными. Необходимо сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного.

3. Чаще проявляйте свои чувства. Лучше всяких слов - поцелуи, объятия и ласки. Многие отцы стесняются открыто проявлять нежность к детям. Преодолейте это, и вы никогда об этом не пожалеете.

4. Уважайте труд своей жены. Быть хорошим отцом – значит, уважать свою жену, её труд по поддержанию порядка в доме и её решения, принятые в вашем отсутствии. В связи с этим неплохо было бы планировать вместе с женой ваши семейные мероприятия, а когда ребёнок подрастёт, привлекать и его к участию в этом. 5.Не оставляйте своих обязанностей по отношению к детям даже после ухода из семьи. Постоянно оставайтесь на связи. Сделайте время личного общения с ребёнком значимым для него. Также ни в коем случае не используйте ребёнка в качестве орудия при разрешении споров с бывшей женой. 

(Официальный Интернет-ресурс  учреждения "Редакция журнала "Пралеска" www.praleska-red.by)