Консультации

Консультация для воспитателей «Приобщение к истории и культуре родного края средствами музыкально-театральной деятельности»

         Приобщение воспитанников к истории и культуре родного края происходит прежде всего через фольклор: потешки, песенки, сказки.

Детский фольклор объединяет все виды народной поэзии сочиненной взрослыми для детей и творчество самих детей.

         Одни произведения имеют цель укачать ребёнка, «Ой ты коценька, каток, коця шэранькi хвасток, прыйдзi, коця начаваць, нашых дзетак калыхаць…», «Люлi, люлi, люлi, праляцелi гулi, селi на варотах, у чырвоных ботах…» другие сочиняются, чтобы развеселить, «Ладкi, ладкi паедзем да бабкi» утешить, подбодрить; некоторые предназначаются, чтобы организовать подвижные игры, «Божая кароўка, што заўтра будзе?..», чтобы заинтересовать своей речевой организацией. «Мышка, мышка, дзе была?» Но объединяет их всех то, что корнями своими уходят вглубь народных традиций и обрядов. Их знание, прикосновение к ним и есть источник духовного богатства народа.

         Праздники и развлечения, которые традиционно проводятся в нашем детском саду – День знаний, “Калядкі”, “Гуканне вясны”, “Дзень незалежнасці Рэспублікі Беларусь” и другие в соответствии с учебной программой дошкольного образования, где используется белорусская музыка, обрядовые сценки, заклички.

         В учреждении имеется интерактивный плакат «Залатая скарбонка» с Q-кодами для прослушивания аудиосказок на белорусском языке. Готовятся театральные постановки по сказкам «Коцік, Петрык и Мышка», «Жыхарка», Каза-манюка».

         Произведения народного творчества, которые используются на музыкальных занятиях и вне их:

         младший возраст: «Мышка-мышка, дзе была» б.н.м., «Ладкi-ладком”, “Пеўнік” Рамiзоўскай, «Калыханка» Цiкоцкага,  «Ходзiць кот па сенажацi» б.н.м.,  «Цяў –цяў» Альхiмовiч, «Курачка» Галкінай, «Люлi –люлi, калышу» б.н.м.;

         средний возраст: «Андрэй –верабей», «Сарока», «Зайка», «Божая кароўка», б.н.м; «Бегаў зайка шэранькi» обр., Вагнера, «Чэ-чэ-чэ, сарока» б.н.м., “Пеунiк”муз.Рамiзоўскай, «Заiнька» Туранкова, «Вось якi мурлыка» обр.Камiнскага, «Мамачка –сонейка», «Пушысты камячок», Жабко;

«Адмарозiу лапкi» Альхiмовiч;

         старший возраст: «Сядзiць камар на дубочку» обр.Рашчынскага,

«Залатая восень» Жабко, «Песенька пра вожыка» Пукста, «Купалiнка»б.н.п.
«Пасеялi дзеўкi лён» б.н.п., «Белая Русь», «Я iду па Мiнску» Елiстратавай, «Рэчанька» б.н.п., «Грыбны дожджык» Сярых, «Каляды», «Щчодры вечар» б.н.п., «Сонейка ўсмешачкi» Жабко, «Выхавацелька» Галкiнай.

         Рекомендуем слушать: белорусскую музыку и сказки на белорусском языке, чтобы дети на слух воспринимали белорусскую речь и музыкальный фольклор.

ИГРЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИЗ.

 ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход.

ТРИЗ это уникальный инструмент для:

– поиска творческих идей,

– выявления и решения многих творческих проблем,

– развития творческого мышления, формирования творческой личности.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые задания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. На вопрос ребенка не стоит торопиться отвечать, необходимо предоставить ребенку возможность самому дойти до сути, до истины вопроса, наводящими вопросами помочь ребенку самостоятельно сделать открытия.

Основные функции ТРИЗ:

    Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.

    Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых) .

    Развитие качеств творческой личности.

ТРИЗ, с одной стороны, - занимательная игра, с другой - развитие умственной активности ребенка через творчество.

Положительные стороны ТРИЗ:

– У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

– ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

– ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

Основные этапы методики ТРИЗ

Поиск сути

Перед детьми ставится проблема (вопрос, которую надо решить) и все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.

«Тайна двойного» – выявление противоречий: хорошо-плохо

Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь.

Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок).

Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.

В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы посредством использования системы дидактических игр и упражнений по эколого-валеологическому развитию можно научить детей ответственно относиться к себе, своему здоровью и сбережению окружающей среды.

Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемые педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Они обучают тем или иным навыкам, необходимым человеку в процессе его повседневной жизнедеятельности.

Далеко не всякая игра является эколого-валеологической по своим целям и содержанию. Чтобы реализовать посредством игры задачи эколого-валеологического образования, нужен тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала.

Необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.

 Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности детей, способствуют закреплению изученного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

 Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению пройденного материала. Примерами таких игр могут быть: «Путешествия в летний лес»; «Путешествия в страну цветов»; «Прогулка с Мойдодыром» и так далее. Фантазии здесь безграничны. Активность детей в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

Игры-предположения «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…». Дидактическое содержание этих игр заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия.

 Игры-загадки. Загадки рассматриваются как вид обучающей игры.

Содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир.

 Игры-беседы. В основе игры-беседы лежит общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей.

Эффективность эколого-валеологического развития дошкольников во многом зависит, насколько грамотно строится педагогами взаимодействие с детьми.

Поэтому педагогический процесс по эколого-валеологическому воспитанию строится в двух направлениях:

    совместная деятельность педагога и детей;

    самостоятельная деятельность детей.

В образовательной деятельности по эколого-валеологическому воспитанию дети осваивают не только эколого-валеологические представления, но и овладевают  различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы и себе. Образовательный процесс планируется так, чтобы ребенок постепенно переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений.

Подбор и введение в педагогический процесс дидактических игр производится таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширять представления детей о строении человека, о живой природе, учить их использовать имеющиеся знания для расширения игровых задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Игры для обогащения эколого-валеологических представлений целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативно, в зависимости от уровня сформированности эколого-валеологических представлений дошкольников.

Чтобы помочь детям научиться любить, охранять природу, заботиться о своем здоровье, эколого-валеологические дидактические игры и упражнения можно разделить по дидактическим задачам и группам:

 «Человек и здоровье»– игры, направленные на закрепление представлений о себе, о своем теле («Что у нас внутри?», «Органы чувств», «Части тела», «Осанка – стройная спина», «Наше тело», «Какие мы?»).

  «Природа и мы»– игры, направленные на расширение и уточнение представлений о природе («Найди по описанию», «Где, чей домик», «Что дает нам лес?», «Кому нужны деревья в лесу», «Как вести себя в лесу», «Как зовут тебя, деревце?», «Кто испортил поляну?», «В гостях у лешего», «Кто, где живет», «Времена года», «Зоологическое лото», «Узнай животный мир»).

  «Основы здорового образа жизни»– игры, направленные на развитие представлений о составляющих здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье («10 шагов к здоровью», «Полезно-вредно», «Правила гигиены», «Если хочешь быть здоров!», «Закаляйся»).

В результате проведенной работы дети овладеют эколого-валеологическими знаниями, средствами физической культуры, психогигиены и природной среды, которые необходимы для сохранения, укрепления, коррекции своего здоровья, становления эколого-валеологических умений, способствующих ведению здорового образа жизни.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ  АКТИВНОГО  ОТДЫХА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Решению задач физического воспитания в детском саду способствует целесообразный двигатель­ный режим. Основу его составляют ежедневные физические упра­жнения и игры в различных режимных процессах под руковод­ством воспитателей, а также в самостоятельной деятельности детей: это и занятия, и физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня, и активный отдых, куда входят: физкультурный досуг один-два
раза в месяц во второй младшей группе, два раза в месяц в средней и старшей группах, физкультурный праздник – четыре раза в год в средней и старшей группах, день здоровья – четыре раза в год в средней и старшей группах.
В младших и средних группах должны преобладать занятия общеразвивающего характера: познавательная практическая деятельность, экскурсии, прогулки, лепка, аппликация, конструирование, рисование. Для развития движения детей: физическая культура, музыкальные занятия, ритмика, игра.
Особое место занимают физкультурные досуги, которые планируются  со второй младшей группы в дни каникул и ежемесячно в течение года.
Физкультурный  досуг проводится 2-4 раза в месяц по 20-30 минут. Содержанием его являются фи­зические упражнения, которые имеют форму веселых игр, забав, развлечений. Предусмат­ривается в основном фронтальная работа    с детьми, но при этом обеспечивается сила мы­шечной и эмоциональной нагрузки;
Рекомендуется организовывать в часы прогулок, строится на знакомом материале, может проводится с одной группой или с несколько близкими  по возрасту. Важную роль играет музыкальное сопровождение, элементы  украшения, атрибуты.
При разработке программы физкультурного досуга необходимо учитывать особенности физиче­ского развития детей данной возрастной группы, наличие сюрпризных моментов, подбор оборудования и атрибутов для игр.
Для того чтобы физкультурный досуг был более интересным, каждый воспитатель должен проявить свою инициативу и твор­чество - это помогает разнообразно и правильно планировать вариативность игр, развлечений, аттракционов с учетом про­грамм для последующих физкультурных досугов.
Все программы физкультурных досугов для всех возрастных групп просматривают заведующий и заместитель  заведующего по ОД. Далее организуется их обсуждение в педагогическом коллективе, на котором воспитатели высказывают критические замечания и по­желания, обмениваются опытом по вопросам использования музыкального сопровождения, атрибутики к играм, изготовления эмблем, организации награждения. Однако следует заметить, что самое главное в проведении физкультурных досугов - это умелое руководство воспитателя, его творчество, настроение, которое влияет на эмоциональное состояние детей.
    Цель активного  отдыха - создать радостное бодрое настроение у детей, закрепить имеющиеся навыки, развить физические качества, способствовать воспитанию морально-волевых качеств личности.
Содержание физкультурного досуга составляют в основном все знакомые детям подвижные игры и физические упражнения, обновляемые путем введения неожиданных для детей вариантов и вызывающие у них интерес и радостные эмоции.
Распределение  нагрузки осуществляется равномерно с постепенным нарастанием. Во вводной части – игры средней подвижности, в  основной части – большой подвижности, эстафеты, в заключительной – малой подвижности, спокойного характера.
По содержанию и композиции досуги могут быть разных вариантов:
I. Знакомые игры, упражнения, игры-задания, соревновательного ха­рактера:
* общая игра средней подвижности для всех детей;
* игровые задания соревновательного характера по подгруппам или командам / 2-3 задания/;
* игра большой подвижности для всех детей;
* игра малой подвижности, способствующая снятию нагрузки.
2. Разнообразные  основные движения  (бег, прыжки), спортивные упражнения:
* метание вдаль с места, с разбега, прыжки через короткую скакалку разными способами, длинная скакалка для команд;
* езда на велосипеде но прямой, на скорость между начерчен­ными линиями, змейкой между  предметами, по линии на­рисованными на земле.
3. Строятся из элементов одной из спортивных игр  (баскетбола, хоккея):   
* бросание мяча о земли и ловля его двумя руками, одной, отбивание мяча с продвижением между предметами и передача друг другу разными способами, броски и ловля мяча, броски мяча в корзину на счет;
* игра-соревнование  команд в баскетбол на счет, высота шеста З м, длина - 4м, диаметр - 35 см.
4. Игры-эстафеты. Между играми дается задания, способствующие снятию физической нагрузки: кто быстрее перенесет яйцо в ложке, игра  на спортивное ориентирование – куда ведет дорожка, упражнения с цветам.
 Варианты 3 и 4 для детей старшего дошкольного возраста когда они усвоили -элементы данных игр на физкультурном  занятии.
5. Комбинированный вариант музыкального  и  физкультурного  досуга:
– разнообразные движения с предметами;
– танцевальные упражнения, игры, которые выполняются  под  музыку.
В программу каждого  варианта досуга необходимо включать художественное слово, песни на спортивную тематику, сюрпризные и импровизированные   номера, которое готовятся в тайне от детей.
Подготовительная работа к физкультурным досугам:
1. Составление конспекта.
2. Определение места и его оформление.
3. Подготовка атрибутов, разучивание игр, упражнений основных движений.
Начало может быть разным – построение, вход под музыку, свободный вход и сообщение заданий, использование ситуации из сказки, игровое задание, игра.
Номера, включенные в программу  должны логически быть взаимосвязаны друг с другом. Выполнение каждого задания должно оцениваться воспитателем в виде похвалы, поощрений.
В календарном плане воспитатель перечисляет названия игр, заданий,
если хорошо знакомы – не раскрывает, а дает описание нового варианта, указывает дозировку, способы организации  детей  при выполнении заданий.
Физкультурные праздники проводится 1 раз в квартал. Планируются физические упражнения, игры с элемен­тами спорта, подвижные игры, спортивные уп­ражнения, игры-эстафеты, а также занима­тельные викторины и загадки.
Организуются  на участке,  в зале, на лугу, на стадионе, в  зависимости от природного  окружения,  времени года, состояния  погоды.
                  Варианты  проведения  физкультурных  праздников:
 1. Праздник, целью которого является пропаганда значимости физкультуры  и  спорта, привлечение  детского и  взрослого населения к разнообразной физкультурной и спортивной  деятельности. Характерны следующие названия и девизы: «Веселые старты»,  «Олимпийские надежды», «Мы–физкультурники», «День эстафет».
2.Физкультурные праздники, посвященные чувствованию  труда людей разных профессий.  Задача – воспитание и уважение к людям  труда, закрепление  знаний о разных профессиях и  трудовых действиях. Должно быть сочетание традиционных игр и физкультурных упражнений имитирующие  различные профессии:  матросы на вахте,  кто построил красивый домик. Приглашаются  ветераны, воины, молодые рабочие, которые принимают участие в выступлениях, соревнованиях, подводят итоги, поздравляют  и награждают детей.
З. Совместные праздники детей и родителей:  «Всей семьей  на старт», «Семейный  поход», «Мама, папа, я – спортивная семья». Они содействуют вовлечению  детей и взрослых к совместному занятию физкультурой,  повышают интерес  взрослых к жизни д/с.   
4. Игры.
5. Эстафеты для взрослых и детей, в которых дети выступают вместе с родителями, соревнуются друг с другом.
Обязательный компонент праздника – сюрпризный момент.
 Для руководства подготовки праздника выбирается оргкомитет и комиссия, которая утверждается на производственном собрании всего коллектива, ее обязанность составить программу в которой отражается:
– цель, задачи, место и время проведения, состав комиссии, участники.
– предварительная  работа: распределение обязанностей  между  музыкальным руководителем, руководителем физвоспитания,  подготовка спортивного участка. 
–далее составляется  сценарий праздника в зависимости от выбранного ва­рианта проведения. Окончательное утверждение сценария происходит на педсовете, где утверждается ведущий праздника.  Оформлением занимается группа, ответственная за художественное оформление: объявление для родителей,  приглашения для гостей,  выставки и стенды на спортивную тематику, плакаты и транспаранты. Рекомендуется использовать участие детей. – открытие праздника начинается с торжественной части–построение, приветствие,  представление жюри, открытие завершается  подъемом флага или парадом участников.
– после торжественной части рекомендуется проводить показательные  выступления с атрибутами и без: акробатика, ритмическая гимнастика. Выступления могут быть групповыми и индивидуальными. Физкультурные номера должны чередоваться с исполнением песен, чтением,    с показательными номерами, могут выступать и приглашенные.
– подведение  итогов идет по ходу праздника, на табло выставляется очки. Ведущий, жюри должны заботиться о поддержке,  взаимоуважении.
– в конце физкультурного праздника – общее подведение итогов, вручение памятных медалей,  значков, эмблем, исполнение  любимых песен, показ театра, концерт, круг почета, спуск флага  соревнования.
В системе мероприятий, направленных на укрепление здо­ровья, закаливание и физическое развитие детей, важная роль принадлежит Дням здоровья.
В День здоровья отменяются все учебные занятия во всех возрастных группах, режим дня насыщается активной деятель­ностью детей, включая мероприятия, предусмотренные програм­мой физического воспитания, разнообразные движения в играх, эстафетах, аттракционах, простейший туризм в теплое время го­да пеший, в зимний период на лыжах, прогулки за пределы участка детского сада. Организуя Дни здоровья, необходимо  максимально использовать климатические условия, особенности сезона, природные факторы (бор. парк, берег залива и т. п.).

О времени проведения и программе предстоящих Дней здо­ровья и дети, и родители извещаются заранее. В мероприятиях желательно участие ро­дителей, так как они-то в первую очередь должны понимать, что подобные Дни здоровья способствуют приобщению детей к заня­тиям спортом, пропаганде физической культуры и спорта в семье.

Воспитательная работа в этот день направлена на создание условий для активного отды­ха детей, в связи, с чем отменяются все заня­тия. Эти формы могут носить тематический характер - "Спорт — наш друг!", "Весенние мотивы", "Зимние приключения". Они включа­ют знакомые детям подвижные игры, эстафе­ты, разнообразные движения, танцы. Празд­ники организуются на территории дошкольно­го учреждения, стадионе, в лесопарке. Руко­водитель физического воспитания оказывает организационную и методическую помощь воспитателям в подготовке физкультурно-оз­доровительных мероприятий в режиме дня (комплексы утренней гимнастики, подвижные игры и физические уп­ражнения на прогулке) и по необходимости включается в эту деятельность.
         Сценарии физкультурных праздников, дней здоровья составляются совместно: руководи­телем физического воспитания, инициативной группой и администрацией дошкольного уч­реждения.

Консультация для воспитателей:

«Приобщение дошкольников к белорусской культуре в разных видах музыкальной деятельности».

        Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

        Белорусский фольклор - душа белорусского искусства, белорусской музыки. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично вплеталась в человеческую жизнь с рождения и до смерти. Такой же органичной, естественной и необходимой должна стать музыка для ребёнка сегодня. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно.         

    Детский музыкальный фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту – это пение колыбельных, игр с пестованием.

       Колыбельная - первая для детей музыкальная и поэтическая информация. Пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним.

 Дети, напевая, и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно проживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам), колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребёнка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем – всем окружающим. Колыбельные песни трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Все эти малые жанры фольклора детьми ясельной группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них своё.

       Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки. Всё это богатство белорусского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

      Детский музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребёнка: слушание, восприятие, пение, народная хореография.  При отборе фольклорных произведений для занятий с детьми дошкольного возраста, следует исходить из того, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью. С народными песнями и мелодиями я начинаю знакомить уже с первой младшей группы. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией.

      Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют малышам настоящую радость. В работе с детьми средней, старшей групп, часто используются другие фольклорные жанры – песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни и т.д. – всё то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто где-то напевают, а поют обрядовые песни (веснянки, заклички, масленичные, купальские песни песни и т.д.).Произведения белорусского детского фольклора (музыкального и устного народного творчества), используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Кроме этого, часто используется многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр и т.д. Народная музыка звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.

        Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающих нам без назидательных сухих нравоучений в приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку. Народные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам. Основываясь на своём опыте, могу сказать, что знакомство с белорусской народной культурой развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного белорусского народного творчества.

«Компьютерные презентации как средство обучения детей»

         Основными средствами обучения детей являются дидактические игры, игры-дискуссии, проблемные ситуации и вопросы, упражнения и творческие задания, экспериментирование, что способствует развитию познавательной и речевой активности воспитанников на занятиях. Особое внимание уделяется компьютерным презентациям как средству обучения: их направленности на развитие речи, формирование у детей умений выделять существенные признаки предметов и явлений, устанавливать причинно-следственные связи, группировать, сравнивать и классифицировать предметы.

Это способствует заинтересованности детей и обеспечению мотивации к дальнейшей деятельности, закреплению изученного материала. Назначение презентации - визуальное сопровождение деятельности педагога.

Слайды с разными изображениями используются на занятиях в качестве зрительной опоры при составлении ребёнком рассказов.

         В процессе подготовки к занятиям педагоги почувствуют себя не только создателями электронных наглядных пособий, но и выступят в роли художников и режиссёров, научатся воплощать в виртуальном мире разнообразные творческие идеи. Возможности компьютера как наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями анимации можно использовать на занятиях разных образовательных областей.

Игра является отличным пособием для развития связной речи детей, т.к. ребёнок не только проговаривает ситуацию, изображённую на слайде, но и устанавливает причинно-следственные связи совершения поступков. Практика подтвердила, что меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у воспитанников больший интерес, чем традиционные иллюстрации, улучшают активность каждого ребёнка и тем самым повышают интерес к заданию у всех детей: они свободно вступают в диалог и высказывают свои мысли.

При помощи компьютерных презентаций можно проводить настоящие виртуальные путешествия в любой уголок земного шара. Например, компьютерная презентация «Морские обитатели» позволит красочно и ярко продемонстрировать жизнь обитателей подводного мира, населяющих моря и океаны Земли. Презентация «Животные Севера» - образнее представить белого медведя, тюленя, моржа, пингвина, северного оленя, песца, морского котика и других животных в суровых условиях. Песок, оазис, вараны, ящерицы, верблюды - всё это дети смогли увидеть на слайдах презентации «Таинственный мир пустыни». Для большей эффективности воздействия презентации сопровождаются звуками моря, Севера и пустыни.

         Компьютерные технологии открывают широкие возможности для работы с детьми с особенностями психофизического развития, так как позволяют создать такие условия, которые будут способствовать максимальной активизации познавательной деятельности, коррекции и развитию познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, успешной социализации данной категории воспитанников.

         Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий даёт возможность поднять на качественно новый уровень дошкольное образование, позволит удовлетворить интересы и образовательные потребности конкретного ребёнка, учесть его индивидуальные способности, обеспечить полноценное образование и сохранить здоровье.

         Вместе с тем, каким бы положительным, огромным потенциалом ни обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

«Развитие мелкой моторики рук ребенка на занятиях по образовательной области «Изобразительное искусство. Рисование».

Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

       Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.

       Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе.

 В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

       Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

       Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

       Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами.

 Система работы по использованию нетрадиционных техник рисования имеет следующую структуру.

Блок 1 - «Тактильное рисование»:

«Рисование пальчиком»

ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Рисование ладошкой»

ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.

«Точечный рисунок»

ребёнок опускает пальчик в гуашь, ставит его перпендикулярно к белому листу бумаги и начинает изображать.

Блок 2 – «Использование дополнительных средств выразительности»:

«Оттиск печатками из пробки или ластика»

Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

«Печать по трафарету»

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.

«Кляксография обычная»

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

«Кляксография трубочкой»

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

«Оттиск смятой бумагой»

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

«Точечный рисунок»

Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.

«Набрызг»

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

«Отпечатки листьев»

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

«Поролоновые рисунки»

Делаем из поролона разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).

«Тычок жёсткой полусухой кистью»

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, даже вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

«Рисование мелками»

Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится

мелок и уголь; асфальт располагает к емкому изображению сюжетов.

«Разрисовка маленьких камешков»

Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам).

«Метод ниткографии»

Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичный мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца.

«Рисование на мокрой бумаге»

Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

«Учимся делать фон»

Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

Блок 3 – «Использование смешанных техник»:

«Коллаж»

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д.

«Рисуем с помощью открыток»

В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

«Тканевые изображения»

В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

«Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги»

В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.

«Восковые мелки или свеча+акварель»

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся не закрашенным.

Структура игровых занятий может выглядеть так:

1.     Утренний круг, включающий в себя мотивацию детей, пальчиковую гимнастику (речевую игру, дыхательную гимнастику и др.).

2.     Художественно-изобразительную деятельность.

3.     Итоговый круг, включающий в себя, поощрение детей, высказывание детей по работе, рефлексивные игры и др.

Распределение техники по возрастным группам.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

рисование пальчиками; оттиск печатками из картофеля; рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

тычок жесткой полусухой кистью; печать поролоном; печать пробками ;восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованно, непосредственно, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Как стать для детей другом:

об отношениях воспитателя с детьми в группе

   Ребенок ходит в детский сад, он проводит каждый день в группе 15-25 сверстников в течение целого дня, а это большая нагрузка на нервную систему и детей и педагога. Именно от воспитателя зависит какой будет обстановка в группе, эмоциональное благополучие каждого ребенка и межличностные отношения детей. Одним из факторов, влияющих на профессиональное и личностное самоощущение педагога, является позиция, которую он занимает по отношению к детям. Представим несколько типов такой позиции. «Проиллюстрировать» их нам помогут хорошо знакомые образы.

"Карабас-Барабас"

   Такой педагог нуждается лишь в четком и правильном исполнении детьми его требований. Такое общение похоже на дрессировку. Основой отношений является страх и подчинение взрослому. Дети быстро привыкают к стимулам (окрик и замечание) и перестают реагировать на спокойный голос и совет.

    В случае необходимости (например, открытое занятие) дети могут показывать достаточно высокий уровень овладения какими-либо знаниями и умениями. Но стоит заменить условия выполнения заданий (заменить вопросы или материал для заданий), как впечатление сразу изменится.

"Мальвина"

    Такой воспитатель четко знает, что правильно, что нет, что нужно, а что бесполезно. Это умный педагог, но действующий только по четко заданному самому себе стереотипу. В выработке автоматических навыков такой воспитатель добивается успехов, но в регулировании повседневного общения с возникающими в процессе него конфликтами подход "Мальвины" оказывается бездейственным. Все, что непонятно в поведении детей таким воспитателем оценивается, как неправильное.

   В группе у такого воспитателя достаточно низкий уровень детской активности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.

"Спящая красавица"

   Она безразлична к детям, они предоставлены сами себе. Общение между детьми и педагогом носит чисто формальный характер, а отношения между детьми и их деятельность никак не регулируются. Дети не могут себя занять, постепенно они становятся либо расторможенными, либо безразличными.

"Снежная королева"

   Она красавица, но лишена чувства любви и привязанности к детям. Она добивается подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но, по сути, бесполезным времяпрепровождением. При такой воспитательской позиции у детей часто формируются бесчувственность, безынициативность, холодность по отношению друг к другу.

"Наседка"

   Идеальный вариант воспитателя для ясельной группы. Она заботлива, внимательна, ни на минуту не оставляет детей без неусыпного контроля. Но такая опека и тщательное сопровождение всей детской жизнедеятельности в других возрастных группах приводит к развитию у детей лени, низкой самооценке, инертности.

"Мери Попинс"

   Она разносторонне развита, тактична, естественна и эмоциональна. А главное - она любит детей, умеет сделать их жизнь радостной и насыщенной.

Мечта любого ребенка и любого родителя - это Мери Попинс. Но так ли часто в реальной жизни мы встречаем таких педагогов, и так ли много в нас самих от этой удивительной воспитательницы.

Попробуйте принять к сведению и применять в общении с детьми несколько простых правил, и наверняка детская любовь и привязанность станут наградой за этот труд:

ü Помогайте детям только тогда, когда они Вас просят, даже, если считаете, что ребенок может и должен сделать это сам.

ü Создавайте в повседневном общении радость от познания нового, от песни и игры, разделяйте с детьми эти минуты радости и полноты жизни.

ü Доверяйте способностям детей, не требуйте единообразия, вселяйте в ребенка уверенность в своих силах, поддерживайте любые попытки сделать что-либо полезное.

ü Найдите с каждым ребенком индивидуальный контакт и стиль общения, но у всех детей следите за порядком и справедливостью в отношениях, за равным соблюдением общих норм и правил жизни группы.

    Стать другом для детей не так трудно, нужно только этого захотеть и многому научиться!

Желаем удачи!

Консультация для воспитателей:

«Использование ЭСО в образовательном процессе с воспитанниками»

Развитие информационных технологий обусловило появление новой формы образования - электронное образование (e-learning), то есть обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий. Основой электронного образования являются электронные образовательные ресурсы.

Под электронным образовательным ресурсом понимают образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме (ГОСТ 52653-2006), для использования которого необходимы средства вычислительной техники. В самом общем случае к электронным образовательным ресурсам относят (ЭОР) учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера, наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.

Критерии оценки качества электронных образовательных ресурсов ЭОР, как и любой учебный материал, должен оцениваться совокупностью качеств. При этом важно разделить критерии оценки на традиционные и инновационные.

К традиционным относятся:

  • соответствие программе обучения;
  • научная обоснованность представляемого материала (соответствие современным знаниям по предмету);
  • соответствие единой методике («от простого к сложному», соблюдение последовательности представления материалов и т.д.);
  • отсутствие фактографических ошибок, аморальных, неэтичных компонентов и т.п.;
  • оптимальность технологических качеств учебного продукта (например, качество полиграфии), соответствие СанПИНам.

К основным инновационным качествам ЭОР относятся:

·         обеспечение всех компонентов образовательного процесса;

  • получение информации;
  • практические занятия;
  • аттестация (контроль  достижений).

Дошкольное учреждение как носитель культуры и знаний не может оставаться в стороне современных информационных технологий «Каждый участник образовательного процесса сам решает идти в ногу со временем или вышагивать пятками назад».

Эффективным средством творческого развития воспитанников является использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и электронных средств обучения (далее - ЭСО), входящих в дошкольное детство через игру и другие виды символико-моделирующей деятельности. Внедрение в образовательный процесс учреждений дошкольного образования ИКТ и ЭСО способствует формированию у воспитанников мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности к жизни в современном информационном обществе. Стратегия ее реализации состоит в осуществлении различных взаимодействий детей с окружающим миром в условиях образовательной мультимедиа среды, призванной обеспечить формирование у них психических новообразований, личностный рост и развитие интеллектуально-творческого потенциала.

В специально организованной деятельности применение ИКТ и ЭСО может выступать фрагментом занятия, проводимого по подгруппам, которое рационально организовать в условиях компьютерной аудитории. Выбор форм, методов и средств обучения с использованием ИКТ и ЭСО определяется педагогом самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к формированию представлений и умений у воспитанников с учетом их возрастных и психологических особенностей.

В нерегламентированной деятельности воспитанников применение ИКТ и ЭСО может иметь место в процессе организации дидактических игр, бесед, чтения литературных произведений, виртуальных экскурсий, доступных детскому восприятию и пониманию. Содержание работы должно быть логическим продолжением закрепления материала образовательных областей учебной программы дошкольного образования, осваиваемого ранее в условиях специально организованной деятельности. При этом использовать ИКТ и ЭСО следует вариативно в сочетании с другими средствами.

Использование ЭСО в образовательном процессе обеспечивает:

- индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и методов обучения;

- предоставляет воспитаннику  инструменты исследования, конструирования, формализации знаний о предметном мире;

- расширение и углубление представлений и умений по образовательной области учебной программы за счет возможности моделирования, имитации изучаемых процессов и явлений, организации экспериментально-исследовательской деятельности и др.;

- формирование информационной культуры воспитанников.

В реализации всех этих задач педагогу должно помочь учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР).

Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых в самостоятельной работе педагога, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Доступность огромного количества электронных учебно-методических материалов, выложенных на сайтах, безусловно, позволяют расширить творческий потенциал посетителя, повысить его производительность труда и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины. Приобретается в этом случае главное жизненно важное умение-умение учиться самостоятельно.

Самые эффективные электронные образовательные ресурсы - мультимедиа ресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.

Занятия с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал. Деятельность с использованием ИКТ особенно актуальна с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитанники имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. При организации образовательного процесса с использованием ЭСО педагоги должны руководствоваться нормативными документами.

Чтобы обогатить образовательный процесс, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ.  Для этого работает достаточно много образовательных порталов, где каждый педагог может выбрать  для себя нужное, необходимое. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, электронные  викторины становятся составной частью современного образования.

Есть сайты для педагогов, детские сайты, электронные образовательные ресурсы для дошкольников. В инструктивно-методическом письме к 2014/2015 учебному году есть разделы «Официальные Интернет-ресурсы» и «Образовательные Интернет-ресурсы Республики Беларусь», в котором указаны адреса электронных образовательных ресурсов Республики Беларусь.

Обратите внимание на следующие сайты, на которых представлены  электронные образовательные ресурсы для дошкольников.

http://detsad-kitty.ru – «Детсад» - сайт для детей и взрослых. На данном сайте вы сможете найти «Картинки», «Раскраски», «Мультфильмы», «Детская литература», «Аудиосказки» и др.

http://razigrushki.ru -  «РазИгрушки» - сайт для детей и их родителей,  которые заботятся о гармоничном развитии и воспитании своих детей.

http://www.baby-news.net – «Baby news» - Огромное количество развивающих материалов для детей, сайт будет интересен и родителям и детям.

http://packpacku.com - детские раскраски, раскраски онлайн, раскраски из цифр, картинки из цифр, детские лабиринты, умелые ручки, развивающие детские онлайн игры, бесплатные онлайн игры для мальчиков и девочек и многое другое для Вашего ребёнка.

http://www.zonar.info - "Оригами - Мир своими руками". Сайт посвящён древнему искусству складывания фигурок из бумаги. Здесь вы найдете схемы и видео схем складывания оригами.

http://www.1umka.ru - «Умка - Детский развивающий сайт». На сайте Вы можете посмотреть как развлекательные, так обучающие детские мультфильмы, скачать сборники, а так же послушать и скачать плюсовки и минусовки детских песен, раскрасить вместе с вашими детьми онлайн раскраски, выбрать понравившиеся вам сценарии праздников, послушать детские сказки и еще многое другое!

http://bukashka.org – «Букашка», сайт для дошкольников. Уроки рисования и музыки, развивающие игры, детские флеш игры и раскраски, потешки, колыбельные, тесты, скороговорки и потешки.

http://www.detkiuch.ru – «Обучалки и развивалки для детей» их развития, воспитания, обучения и творчества. Здесь вы найдете статьи о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и школьников, которые можно скачать бесплатно, а ребенок непременно захочет посмотреть детское обучающее видео, лучшие мультфильмы, сказки и книги, все игры для развития, разукрашки, картинки, песенки караоке и многое другое; посмотреть или добавить детские произведения (рисунки, стихи и т.п.); все самое необходимое для ребенка (интересные игрушки, софт, музыка, книги, игры ).

Средства ИКТ помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризовать деятельность воспитателя группы и учреждения в целом.

 Использованные источники

1. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2017/2018 учебному году.

2. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2016/2017 учебному году.

3. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2015/2016 учебному году.

4.www.soln – krchet. edu. cap. ru >Электронные образовательные ресурсы/Дошкольная группа «Солнышко» / Портал образования ЧР

5.www. maam.ru >Электронные образовательные ресурсы – Для воспитателей детских садов. maam.py

6.Новик, И. А. Компьютер как средство обучения. Практикум / И. А. Новик – Минск: БГПУ, 1996. – 27 С.

7.Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров – М: ACADEMA, 2003. – 272 С.

Консультация для педагогов:  

«Роль воспитателя на занятиях по образовательной области «Физическая культура»

Физкультурные занятия - это основная форма организации физического воспитания в детском саду. Для того чтобы физкультурное занятие прошло эффективно необходимы слаженные действия руководителя физического воспитания и воспитателя. Так как воспитатель является активным участником образовательного процесса на физкультурном занятии, то воспитателю необходимо самому знать методику обучения движениям, общеразвивающим упражнениям, особенности выполнения движения, технику выполнения, педагогические требования при обучении.

      Перед физкультурным занятием воспитатель прослеживает за спортивной одеждой детей и обувью, чтобы были сняты майки и у детей ничего не находилось в руках и во рту. Воспитатель сам переодевается в спортивную форму. Перестраивает детей по росту: от самого низкого ребёнка до самого высокого.

Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям лучше усвоить программные задачи. При этом его активность на занятии зависит, прежде всего, от возраста детей. Наиболее активная роль принадлежит воспитателю младшей группы. Воспитатель выполняет всё с самого начала занятия: с входом в зал, построения детей в шеренгу и до его окончания: выход из зала спокойным шагом.

В средней, старшей  группе воспитатель  помогает руководителю физического воспитания в перестроении детей, раздаче и сборе спортивного инвентаря.

Во время выполнений общеразвивающих упражнений  и  в основных видах движений воспитатель следит за исходным положением и качеством движений, делает по необходимости замечания детям или поощряет тех, которые верно справились с заданием, применяя самые разнообразные приёмы.

Во время подвижных игр воспитатель следит за детьми, чтобы они правильно передавали игровой образ, не нарушали установленные правила.

Умения, знания и навыки, полученные детьми на физкультурных занятиях, воспитатель умело должен применять на утренней гимнастике  и в повседневной жизни детей.

Ежедневные занятия с каждым ребёнком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю и руководителю физического воспитания  осуществлять физическое развитие всех детей.

Руководитель физического воспитания  консультирует воспитателей, даёт необходимые советы, оказывает помощь.Особенно содержательная  совместная  работа  с воспитателем и музыкальным руководителем проводится в ходе подготовки к утренней гимнастики, спортивным праздникам, досугам, развлечениям. Учитывая способности каждого воспитателя необходимо распределить роли для сюрпризных моментов праздника, отработать их, подобрать музыкальное сопровождение, песни, танцы.

Чтобы воспитатель был первым помощником руководителя физвоспитания, с ним надо регулярно взаимодействовать. На консультациях знакомить воспитателей  с планом работы, разрабатывать утреннюю гимнастику, обращать внимание на те умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребёнок, вместе обсуждать проведенные занятия, учитывать, кому из детей нужна индивидуальная помощь. А на практических занятиях помогать  воспитателям, совершенствовать их навыки и умения.

      Постоянная, совместная работа руководителя  физического воспитания  и воспитателя группы может привести к желаемым результатам в решении задач общего физического воспитания дошкольников.

Примерное распределение обязанностей в ходе занятия:

1часть.  Руководитель физического воспитания – обращает внимание детей на правильность выполнения ходьбы и бега, выполняет бег вместе с детьми.

Воспитатель – следит за осанкой детей и  за внешними признаками утомления, выполняет ходьбу  вместе с ними.

2часть.  А) ОРУ: Руководитель физического воспитания – объясняет и показывает упражнение, контролирует его правильность выполнения.

Воспитатель – следит за правильностью выполнения упражнений, помогает детям, нуждающимся в индивидуальной помощи, помогает принять исходное положение, исправляет неверно выполненное упражнение.

Б) ОВД: Руководитель физического воспитания – расставляет инвентарь, объясняет и показывает упражнения детям, контролирует правильность выполнения и обеспечивает страховку, занимается с первой подгруппой.

Воспитатель – контролирует правильность выполнения и обеспечивает страховку, вместе с детьми помогает убирать инвентарь, занимается со второй подгруппой.

В) ИГРА: Руководитель физического воспитания – сообщает название игры, объясняет правила, показывает разметку площадки, руководит ходом игры и действиями детей.

Воспитатель – на первом этапе разучивания берет на себя роль ловишки, на последующих -  принимает участие в игре, следит за соблюдением правил и за внешними признаками утомления. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.

3часть.Руководитель физического воспитания – сообщает название игры, объясняет правила, показывает разметку площадки, руководит ходом игры и действиями детей.

Воспитатель – следит за соблюдением правил, следит за осанкой, принимает участие в игре.

В заключительной части занятия физической культурой при подведении инструктором  итогов,  воспитатель также может выразить свое мнение о том, как прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось.После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки  и игры он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок).

www.praleska­red.by — учреждение «Редакция журнала “Пралеска”»

ПРАВАПІС ВЯЛІКАЙ I МАЛОЙ ЛІТАР

1.  Вялікая і малая літары ў неименнях асоб, звязаных з рэлігіямі, назвах міфалагічных і казачных герояў. 3 вялікай літары пішуцца:

- найменні найвышэйтпых божастваў (бостваў) у рэлігійных культах, а таксама ўсе словы ў спалучэннях, якія змяшчаюць зтыя назвы: ',ог, Алах, Яхве, Шыва; Господ {Гасподзь), Усявышні, Уладыка Пябесны, Усемагутпы Бог, Святая Троица, Бог Сын, Божы Сын, Бог Дух 'вяты, Прасвятая Троііца, Божая Маці, Прасвятая Дзева Мария, Царыца Нябесная, Мест;

- прыметнікі, утвораныя ад слова Бог: Божы {Боскі) суд, Божы {Боскі) храм, Божая ІБоская) міласць;

- уласныя назвы ўяўных і казачных істот, герояў літаратурных твораў: Папялушка, Чырвоная Шапачка, Калабок, Снягурка, Цзед Мароз, '.аба Яга, Пегас, Атлант, але як агулыгыя назвыдзед-мароз - ёлачнае ўпрыгожанне, баба-яга - агідная старая, атлант - у архітэк"уры.

3 малой літары пішуцца:

- слова бог {гасподзь) ва ўстойлівых выразах, звязанък з выказваннем розных пачуццяў у прастамоўі, а НС са зваротам да Бога паводле элігійнай абраднасці і ўяўленняў: бог яго ведае, боэіса {божачка) ты мой, боэіса збаў, дан божа, крый бог {божа), не давядз: бог {боэіса, чспадзі), ратуй божа, дзякаваць {дзякуй) богу {табе, господ si), бог з тобой {з ім, з вамі), алах з ім;

-  слова бог з агульным значэннем боства ў спалучэнні з асабовай назван або з назоўнікам з агулъным значэннем у родным склоне: таражытны славянскі бог Пярун, бог сонца Дажбог, Сварог - бог неба.______________

2.  Вялікая і малая літары ў назвах дзяржаўных органа? і іпшых аргапізацыіі. 3 вялікай літары пішуцца:

-  усе словы ў найменнях вышэйшых органаў заканадаўчай, выканаўчай і судовай улады Рэспублікі Беларусь і інтых краін: Совет Ііністраў Рэспублікі Беларусь, Вярхоўны Суд Рэспублікі Беларусь, Нацыяналъны Кангрэс, Усекітаііскі Сход Народных Прадстаўнікоў; але: Іацыянапъпы сход Рэспублікі Беларусь, Палата прадстаўнікоў Нацытішыіага сходу Рэспублікі Беларусь;

-  першае слова ў найменнях рэспублгканскіх органаў дзяржаўнага кіравання і іншых арганізацый: Міністэрства эканоміг.і Рэспублікі Беларусь, Нацыянальная акадэмія павук Беларусі, Пацыяпалъны акадэмічны тэатр імя Янкі Купалы, Федэрацыя прафсаюзаў Беларусі, '.сларускірэспубліканскі союз моладзі, Еўрапейскі союз {Еўрасаюз), Міжнародны алімпійскі камітэт;

-   простыя і састаўныя уласныя назвы у складзе ўласных найменияу дзяржаўных органаў і іншых арганізацый: Адіііністрацыя Грэзідэнта Рэспублікі Беларусь, Нацыяналъны акадэмічны Ііялікі тэатр балета Рэспублікі Беларусь, Парламенцкая асамблея Совета Еўропы, 'аварыства Чырвонага Крыжа, Совет Бяспекі Арганізацыі Абяднапых Нацый {ААН);

- слова Савет у значэнні органа ўлады: Мінскі абласпы Совет дэпутатаў, сельскі Совет дэпутатаў; але: сельсовет;

- словы Дом, Палацякія пачынаюцъ найменне ўстановы: Дом культуры, Палац спорту; але: Зімовы палац, дом адпачынку.

3 малой літары пішуцца: найменні аддзелау і інтаых падраздзялекняў навуковых і адукацьгііных устаноў, іх органаў кіравання, а аксама словы тылу калегія, вучоны савет, навукова-метадычны савет, савет па абароне дысертацый, факулътэт, аддзяленне, сектар, група: учоны савет факультэта журналістыкі, савет па абароне дысертацый, калегія Міністэрства культуры; але: Агулыіы сход Нацыяналънай кадэміі навук Беларусі, Аддзяленне аграрных павук Нацыяналыіай акадэміі навук Беларусі.

3. Вялікая і малая літары ў найменнях пасад і зпанняў, ветлівых зваротах і спецыяльных абазначэннях. 3 вялікай літары пішуцца:

-  словы або спалучэнні слоў, якія з'яўляюцца афіцъшнымі назвамі асобы па вытэйшых дзяржаўных і рэлігійнъгх пасада?:: Прэзідэнт 'эспублікі Беларусь, Прэм'ер-міністр Рэспублікі Беларусь. Галоўнакамандуіочы Узброенымі Сіламі Рэспублікі Беларусь, Мтюапсліт Мінскі I '/.уціа, ІТшпрыяршы Экзарх усни Беларусі, Папа Рымскі. Але: у неафіцыйным ужыванні словы прэзідэнт, старшыня, король, итератор ішуцца з малой літары: візіт прэзідэнта, мгад итератора; але: выборы Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь;

словы ў назвах бакоў у пагадненнях, кантрактах і ілшьгх дагаворах: Высокія Дагаворныя Бакі, Заказчык і Выканаўца.

4. Вялікая і малая літары ў назвах знамянальных падзеп і дат, перыядаў і эпох, святаў.

3 вялікай літары пішуцца: аднаслоўныя уласныя назвы і перпгае слова ў састаўных назвах дзяржаўных, традыцыйных і рэлігійных вятаў: Дзет жанчъш, Свята працы, Нараджэнне Хрыстова, Дзень памяці, Ушэсце Господние, Уваскрэсенне Христова, Вялі.шя субота, 'адаупща, Вялікдзепь, Ксшяды, Купалле, Дабравешчанне, Наўроі, Рамадан.

ПРАВАПІС НЕКАТОРЫХ МАРФЕМ

Правапіс прыставак

1. Прыстаўка су- пішацца:

-  у новых утварэннях, калі ёсць слова і без су-: суграмаоіянт, супалімер, сукрэдытор, сукіраўнік, супастаўшчык, сучлен, суапякун, упрацоўнік, суродзіч, сунаймалънік, суспадчыннік, суадказчык, сузабудоўшчык, сувыканаўца і інш.;

- у словах, якія без су- не ўжывшоцца: сукиецце, суладдзе, сугучча, сугліпак, супесок, сукравіца, сузіралънік, сумеэюжа.

2. Прыстаўка са- пішацца ў залазычаннях і кальках (пераважна з рускай мовы): саіскалънік, сакурснік, садруэюнасцъ, саслужывец і інш.

3.   Пры спалучэнні прыставак {аб-, ад-, над-, пад-, раз-, з- {с-), уз-, спад-, перад-, <)эз-суб-) са словамі, што пачьшгюцца з і, у зпаведнасці з вымаўленнем замест і пішацца ы: абынтэлігенціцца, зымправізаваць, адыменны, спадылба, перадынфарктны, перадымперскі, тыпепектар, дэзынтэгратар, дэзынфармацыя, дэзьтфщыравацъ.

4. Пасля прэфіксоідаў {звьии-, між-, пан-, супер-, транс-, контр-) і захоўваецца: звышімклівы, між'шетытуцкі, панісламізл', контрідэя, ^перінтэлект, трансіндынскі.

5.  У складанаскарочаных словах, першая частка ягах закаіпваецца на цвёрды зычны, пачатковае / друтога слова нішацца нязменна: едіпстытут, санінструктар, медінструменты, гасінвентар.

6.  Прэфіксоід экс- пішацца праз злучок, і / не пераходзіць у ы: экс-іпжьіпер, экс-імператар.

Правапіс суфіксаў

1.   Пераважная большасць запазычаных дзеясловау ужываецца з суфіксам -ава- {-ява-): дэградавацъ, фальсіфікаваць, цытава./ь, налізмацъ, кантактавацъ, планаваць, нацыяпалізакаць, прыватызаваць, ліквідаваць, перафразаваііъ, кваліфікаваць, інфармаваць, уикцыяпааацъ, паразітаваць, тыражаваць, каисулътаиаць, ангаэісаваць, імпартшшць, дэбатаваць, іпепектаваііъ, правакаваць, ф>ігішаваць.

2. Дзеяслоўны суфікс -ірава- {-ырава-) ужываецца:

-  калі без гэтага суфікса ўзнікае аманімія дзеясловау з дзеясловамі з суфіксам -ава- {-ява-): буксіраваць - буксавацъ, парадзіраваць -арадаваць, газіравацъ - газаваць, камандзіраеацъ - камандаваць, г.агіраваць - пасаваць, фарміраваць фар.маваць, апаніраваць - ачаиаваць;

-   калі дзеяслоў без -ір- {-ыр-) губляе сваю фармалыгую і семаитычную акрэсленасць: шакіраваць, бравіраваць, гарлюніравауь, рапіраваць, лабіраваць, курыраваць, лавіравацъ, дэкарыраваць, сервіраваць, фантазіравацъ, лакіраваць, штудзіравацъ, мусіраваць і інш.;

-калі дзеяслоў мае вузкатэрміналагічнае значэнне: мапціраваць, пасівіраваць, зандзіраваць, сталіраваць, юсціраваць, парафраваць. У некаторых выпадках паралельна ўжываюцца дзпе (Іюрмыдэмаскіраваць - дэмаскавацъ, акупіраваць акупаваць, курсіраваць -урсаваць, калъкіраваць - калькаваць, базіраваць базаваць.

ЗМЕНЫ У БЕЛАРУСКІМ  ПРАВАПІСЕ ў адпаведнасці з Законам Рэспублікі Беларусь "Аб правілах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі" (ад 23.07. 2008 г.)

СТАРАЯ    РЭДАКЦЫЯ

НОВАЯ    РЭДАКЦЫЯ

Акание ў ненаціскных фіналях -эр, -эль запапазычанняў

Пісалася без акания: альма-матзр, бартэр, дэкодзр, кшип'ютэр, карцзр, кіндэр-сюрпрыз, лідэр, менеджэр і менэджэр, містзр, прэсвітэр, шніцзль, итапаль, унтзр, унтэр-афіірр.

Уводзіцца акапне: альма-матар, бартар, дэкодар, камп'ютар, кару ар, кіндар-сюрпрыз, лідар, менеджар, містар, прэсвітар, шніцаль, шпатаяъ. Не уводзіцца акапне. унтэр, унтэр-афіцэр; Ландзр, Одзр, Пітэр, Юпітэр.

Замацаванне акання ў абрэвіятурах савецкага часу і ўвядзенне акания ў іншых запазычаных скарачэннях

абком, ваенком, горком, профком, ваенком, лінкор, селькор; інтэрпол

абком, ваенком, горком, профком, ваенком, лінкар, селькар; інтэрпол

А к а н н е  на   каины   запазычаных  с л о ў

Пісалася  без  акання:  Ватэрлоо,  Рыо-Грандэ,  Рыо-дэ-Жанейра,   Токіо;\ адажыо, імпрэсарыо, радэо, салъфеджыо, трыо.

Уводзіцца    аканне:   Ватэрлоа,    Рыа-Грандэ,    Рыа-дэ-Жанэпра,    Токи.; адажыо, імпрэсарыо, радэа, сальфеджыа, трыа.

Яканне ў лічэбніках і ўзапазычаных словах

дзевяты, дзесяты, семнаццаць, васемнаццацъ, пяцъдзесят і інш.; і аўдыекасета, плеяда

дзявяты, дзясяты, сямнащаць, васямнаццаць, пяцъдзясят і інш.; аўдыякасета, пляяда

Спалучэнне  « / й / + гало сны»

Перядавалася рознымі спосабамі: іог і ёг, Айунскі, Іофе, ІІыо-Йарк, пыо-ііоркскі; Іакагама і Йакагама, Іашкар-Ала і Йашкар-Апа; папайя, паранойи, піар-ход, секвойя.

Будзе   наступным   спосабам:   ёг,   Аюнскі,   Ёфе,   Ныо-Ёрк,   нью-ёркскі; Іакагама, Іашкар-Ала; папая, параноя, піяр-ход, секвоя.

Напісанне   е — э   ў   запазычаных   словах

Пісалася праз е або праз з: інтэрнет і іптэрнэт, квіптэсепцыя, рэзюме і ■ рэзюмз, сервіс і сзрвіс, экземпляр і экзэмпляр, Душанбе і Дуишпбз, Морзе і Морзз,   Рыо-дэ-Жанеііра,   грузінскія   прозвішчы   на   -дзе:   Шэварнадзе, Леанідзе; менеджэр і мензджэр, менеджмент і менэджмент, Каба-Вердэ і Каба-Взрдэ.

Уводзіцца  напісанне  праз  з:   інтэрнэт,   квінтэсэнцыя, рэзюмз,   сэрв'с, экзэмпляр, Душанбэ, Морзз, Рыа-дэ-Жанэйра, грузінскія прозвішчы на -дзз: Брыгвадзэ, Щэварнаозз, ТабІвЗЗ. Уводзіцца напісанне праз е: менеджар, менеджмент, Каба-Вердэ.

Напісанне  д   (дз),   т   (ц)   у  запазычаных  словах

Пісалася цве'рда або мякка: Д'еп і Дзьеп,  Сан-Мартын і Сан-Марцін; арцішок і артышок, ятвяг.

Уводзіцца цвсрдае напісанне: Д'еп,  Сан-Мартын.  Уводзіцца мяккае напісанне: арцішок, яцвяг. Але: твіст.

Правапіс мяккага знака (у прыметніках, утвораных ад кітайскіх назваў)

Мяккасць адлюстроўвалася: чанъчуііьскі, цянъшаньскі.

Мяккасць не адлюстроўваецца: чанъ-чунскі, цянь-шанскі.

Прыстаўны і ўстаўны в у запазычаных словах

вохра і охра, есаул

вохра, есавул

Ненаціскны пачатковы у пасля галосных у запазычаных словах

У запазычаных словах у не «скарачалася»: дляуніята, ва універсітэце.

__

Уводзіцца   «скарачэнне» у  ў   запазычаных   словах:   для  утята,   ва універсітэце.

Ненаціскны у ў  спалучэннях  галосных  у  запазычаных  словах

Было  «нескарочанае»  напісанне: раунд,   сауна,   фауна,   каузуалыіасць,

клоун, локаут.

Было «скарочанае» напісанне: Дахаў.

Уводзіцца «скарочанае» напісанне: pajwd, сауна, фауна, каўзуальнасць, клоун,

локаут. Але: траур.

Уводзіцца «нескарочанае» напісанне: Дахау.

Фанетычнае напісанне збегу зычных стн як сн

Пісалася літара т: кампостны, фарпостны, контрастны, аванпостны, баластны.

Уводзіцца напісанне без т; кампосны, фарпосны, кантрасиы, аванпосны, баласны.

Лібералізацыя   правілаў   пераносу

Дазвалялася пераносіць толькі:

птуш-ка, рас-крьщь, двац-цаць, сол-лю.

Дазваляецца пераносіць па-рознаму: пту-шка, птуш-ка, ра-скрыуъ, рас­крыть, раск-рыць; двац-цаць, два-цуауь; сол-лю, со-ллю.

I н ш ы я  змены

ваенна-палявы; сэканоміць і зэканоміць; Чзлюскін; броўнаўскі і браўнаўскі (рух); цвердапаліўны; Вялікае княства Літоўскае

ваеннапалявы;   сэканоміць;   Чалюскін;   броўнаўскі   (рух);   ціірдапаліўны; Вялікае Княства Літоўскае